734

Хотят ли русские войны?

Власти Молдовы хотят запретить использование шифера в Молдове. Учитывая новые глобальные геополитические реалии, стоит задуматься – какие политические и экономические последствия это решение может иметь для Молдовы.

А ведь и в страшном сне нам не могло присниться еще месяц назад, что русский спецназ будет патрулировать крымские города.

В страшном сне нам не могло привидеться, что, разозлившись по-настоящему, «русский медведь» перестанет оглядываться на западных партнеров, на которых так уповают и украинские, и молдавские политики, и просто начнет делать то, что считает нужным. Американский президент полтора часа уговаривал по телефону российского лидера вывести войска из Крыма. Полтора часа американского президента – это очень много. И это время – ничего при этом не добившись – Обама потратил, помня о том, насколько для него важна Украина как стратегический партнер в Восточной Европе.

Вспомнит ли Запад о нашей маленькой стране, случись что-то подобное у нас в отношениях с кем-либо? Ну конечно, даже не хочется особо фантазировать на эту тему, чтобы не прослыть циником. Но все-таки – зачем мы с таким упорством, если не сказать – упрямством, провоцируем русских партнеров на торговый конфликт, который вполне способен выйти на уровень торговой войны?

Два месяца назад правительством Молдовы было принято решение запретить применение в стране шифера. Продаваемый в Молдове шифер - российского производства. Им покрыты 70% кровель в республике и он в два раза дешевле ближайшего конкурента – металлочерепицы.

Аргументация инициаторов запрещения шифера выглядит вполне логично – забота о здоровье людей. Шифер, де, означает асбест, а асбест – это страшное зло.

И здесь начинается самое интересное.

Шифер действительно содержит асбест. Но! Важно помнить, что на самом деле существуют два совершенно различных типа асбеста: амфиболовый и хризотиловый, отличающихся химическим составов и влиянием на человека.

Молдова всегда использовала только хризотил в производстве высокоплотных цементных материалов - шифера, труб. Именно поэтому опыт Европы не применим для Молдавии, так как вид асбеста и сфера использования были различны.

Серьезнейшие международные организации в области медицинских исследований однозначно заявляют что хризотил при контролируемом использовании безопасен для человека. Швейцарские токсикологи Дэвид М. Бернштейн и Йорг Шевалье несколько месяцев исследовали влияние хризотиловых волокон на возможность легочных патологий. Их вывод однозначен – такая связь отсутствует. Им вторят их британские коллеги из английской «Safety Executive» - реальное число заболевших от хризотилцемента РАВНО НУЛЮ!

Это утверждение справедливо и для Молдовы, поскольку в нашей стране нет ни одного зарегистрированного случая асбестообусловленного заболевания.

Вполне логично, стремясь в Европу, пытаться синхронизировать с европейским законодательством различные сферы деятельности – финансы, транспорт, здравоохранение и многое другое. Но ведь это не отменяет способность самостоятельно мыслить и принимать решения, которые не только соответствуют, но и не противоречат собтвенным национальным интересам!

Давно ли мы пережили запрет молдавского вина, когда наши крестьяне не знали, что делать с выращенным виноградом? А другие запреты – минеральная вода, полеты авиакомпаний, молочные продукты?

Чего же мы хотим на самом деле? Что есть наша стратегическая задача в долголетней перспективе в отношениях с Европой и с Россией? Конечно – мы хотим стать частью Европы, в этом никто не сомневается, оспаривать это стремление было бы глупо.

Хотим ли мы, при этом, чтобы наша экономика была поставлена в абсолютную зависимость от планов европейских промышленных, финансовых, сервисных корпораций? Хотите узнать – как это бывает? Посмотрите в интернете историю уничтожения латышских компаний, когда в угоду «новым европейским друзьям» был уничтожен рыболовецкий флот и рыбная промышленность прибалтийской республики…

Хотим ли мы – именно в тот момент, когда нервы у наших российских партнеров и так на пределе – размахивать перед ними своими угрозами запрета на их продукцию в нашей стране? Во что это может вылиться для нас и как быстро?

Не дай, как говорится, Бог.

Николай Прохоров

0