Тысячи жителей Москвы до сих пор держат кур и топят углем
Тысячи жителей Москвы до сих пор держат кур и топят углем
Маленькие деревеньки, входящие в состав Москвы, ветшают. Фото: tourblogger.ru
Покосившиеся дощатые избушки с облезшими наличниками, горы дров и угля у домов, колонки с водой на улице. Это не глухая деревня, а обычная московская улица 2014 года. Обитающие здесь люди в телогрейках и валенках - жители столицы России.
Еще 40 лет назад это были небольшие деревеньки рядом с Химками: Филино, Бурцево, Новоселки, Молжаниново, Мелькисарово. 30 лет назад эти территории вошли в состав Москвы. Прошли десятилетия, но кроме прописки в паспорте для их жителей мало что поменялось: это и сейчас маленькие деревеньки без супермаркетов пешей доступности, современных школ и спорткомплексов. Какие-то изменения есть, но они скорее в худшую сторону, рассказывают жители.
Молжаниновский район (САО) находится в 4 километрах от МКАД. Со всех сторон он окружен трассами федерального значения - Ленинградским и Международным шоссе. Название района происходит от деревни Молжаниновка, в 1984 году Молжаниновка и соседние поселения перешли в подчинение Московского городского совета депутатов, то есть официально стали Москвой. Население Молжаниновского района небольшое, около 3,5 тысячи человек. Этот район занимает первое место по площади территории на душу населения.
Главное место досуга - чистое поле
Каждое утро на улицу Новоселки в Молжаниновском районе, въезжает водовоз и встает на центральной улице. Сюда начинают стекаться со всего района люди. Ведра, пластиковые пятилитровые канистры, даже коромысла старые еще используют. А вот старенькая бабушка в пыльном, кое-где проеденном молью драповом пальто ставит свои два ведерка на санки и медленно тащит их к своему дому. Водопровода в домах нет.
"Ой, сколько нам его обещают, уже устали слушать, - машет рукой москвичка Галина Михайловна Багаутдинова. - Я здесь с 1979 года живу. И все обещают. Водокачка есть вот там, за полем, в Бурцеве (Бурцевская улица. - Прим. ред.), но дотянуть трубы до нас почему-то нельзя. Мы спрашивали в администрации - почему? Говорят - поле, которое нас разделяет, частное. И собственник против". На нем собирались построить элитный гольф-клуб, но потом все забросили. Так эти бугры и остались. Через это поле жители Бурцева ходят пешком на автобусную остановку.
Это поле, по сути, единственное место досуга в московском районе Молжаниново, отмечает "МК". Ни кафе, ни дома культуры, ни даже мало-мальски приличного магазина здесь нет. Зимой по полю катаются на лыжах. Летом гуляют или идут в лес за грибами. Влюбленные парочки приходят сюда смотреть, как садятся и взлетают самолеты (прямо за полем аэропорт "Шереметьево").
С магазинами в районе тоже беда. "У нас только придорожный небольшой есть. И еще ларек. Но там цены огромные и ассортимент скорее рассчитан на дальнобойщиков, чем на обычных жителей, - рассказывает Галина Михайловна. - Ближайший приличный супермаркет в Химках. На автобусе надо ехать".
Тяжелые фуры с Ленинградки слетают прямо к домам
Но в Молжанинове, по крайней мере рядом, находится Ленинградское шоссе, есть автобусная остановка, придорожные ларьки. А вот, например, на Бурцевской улице вообще глушь. Там самая настоящая глухая, богом забытая деревня, рассказывает корреспондент газеты.
Однако Ленинградка - это еще и постоянная головная боль жителей Молжанинова и в прямом, и в переносном смысле. Пробки, шум, гарь. Меньше всего повезло тем, у кого дома стоят прямо на шоссе. Время от времени гигантские фуры слетают с трассы под откос прямо к деревенским домам.
"Никаких заграждений, шумоизоляции и прочей защиты от шоссе у нас нет. Сколько мы писали про это, сколько просили - так ничего такого нам и не построили, - говорят жители. - Тем, кто там, у дороги, жить страшно, конечно. Многие сами возводят себе двойные заборы. Хоть какая-то защита".
Практически все 3500 жителей района живут без газа, воды и цивилизованного отопления. Как и 100 лет назад, в холода спасают добрые русские печки.
"Я каждый раз, как по телевизору президент выступает про газ или идет реклама этого "Газпрома", аж валерьянку иду пить, - ругается Галина Михайловна. - Да что же это делается? За границу продают, а у нас, россиян, в домах газом даже и не пахнет! И это здесь, в Москве! Я вот недавно лежала в больнице, со мной в палате женщина была из деревни нижегородской. У нее глаза на лоб полезли, когда я ей сказала, что мы до сих пор углем топимся. Даже у них в глубинке дома на газу".
Бессрочные "временщики" с утками и курами
Еще 5-6 лет назад в деревне было много живности - коровы, козы, свиньи. "Сейчас только куры и утки кое у кого остались. А крупную скотину пасти стало негде, - сетует местная жительница Валентина. - Огороды тоже не приносят урожая в последние годы. Земля устала, удобрять нечем (навоза нигде нет), рядом дорога с вредными выбросами. Так, цветы сажаем, ну и кусты кое-какие плодовые".
Хозяйством не обзаводятся еще и по другой причине: все 30 лет, что деревни присоединили к Москве, жителям грозят скорым выселением. Практически все три десятилетия.
Цены на нехитрую недвижимость здесь смешные по московским меркам - не хватит даже на "однушку" в дальнем Подмосковье. Так и живут молжаниновцы как временщики. И когда все это закончится - неизвестно. Зато теперь они не одиноки в своих бедах. Таких москвичей, которые топят дровами и углем, с присоединением к Москве новых территорий в 2012 году стало еще на 200 тысяч больше, пишет "МК".