Дочь Николая II нашли в психбольнице.
ФОТО: Библиотеки Конгресса США
Великая княжна Анастасия Романова могла уцелеть во время расстрела. Женщина, выдававшая себя за дочь последнего императора России Николая II, провела всю жизнь в лагерях и психиатрических больницах. Недавно в архиве организации "Помощь политическим заключенным" (Помполит) обнаружились ее письма к Иосифу Сталину и Екатерине Пешковой - первой жене писателя Максима Горького.
"Уважаемый Иосиф Виссарионович! Пишет вам бывшая дочь Николая II, самая младшая, Анастасия Николаевна Романова. Я вас, Иосиф Виссарионович, предупреждаю, что я арестована, страдаю 20 лет по тюрьмам, по концлагерям, ссылкам. Была в Соловках и в настоящее время нахожусь в спецкорпусе НКВД. Впрочем, всю свою жизнь, с 15 лет, девочкой, как была спасена от смерти красногвардейским командиром, раненая, с тех пор я страдаю только за одно свое происхождение", - цитирует "Московский комсомолец" послание.
В письме к Пешковой, женщина, выдававшая себя за великую княжну Анастасию Романову, рассказала, что ей пришлось сменить фамилию. "Пишет вам дочь бывшего императора Николая II. Я лично много страдала, ужас пережила. Сижу я только за одно свое происхождение, больше я ни в чем не виновата. Был у меня поддельный паспорт на имя Ивановой-Васильевой, но за это я отбыла", - написала она первой жене Горького.
По информации издания, Иванова-Васильева некоторое время провела в Казанской психиатрической больнице с интенсивным наблюдением. Пациенты учреждения верили, что больная, выделявшаяся внешностью, манерами и рассказами о царской жизни - настоящая великая княжна.
Монахиня Валерия Макеева - соседка по палате - рассказала, что в больнице Иванову-Васильеву не считали самозванкой, и каждый год в день ее именин, 4 января, в корпусе даже устраивался чай. Другая пациентка психбольницы - участница Великой Отечественной войны Антонина Белова, которая попала в клинику за "крамольные записи в дневнике", поделилась: "Анастасия рассказывала мне о своем чудесном спасении, о том, что у нее прямо из уха вырвали серьгу с бриллиантами. Она приподняла прядь волос: ухо ее снизу наполовину было уродливо оторвано. Я оцепенела. Во мне не осталось сомнения, что в отделении №9 находится великая узница".
После психиатрической больницы Иванову-Васильеву перевели в интернат для психохроников на острове Свияжск, где она и закончила свои дни. Ее похоронили как бесхозную на сельском кладбище.