859

"Владимир Воронин выбрал своего преемника!"


Сколько из вас хотел бы услышать такую новость? Думаю, не ошибусь, если скажу, что этого бы хотели большинство из тех, кто интересуется политикой в Республике Молдова.  В их лагере оказались бы и убежденные антикоммунисты, и сторонники Партии коммунистов, а также и те, кто интересуется политикой, но которым все равно, кто  находится у власти, а кто в оппозиции (знаю, что в это трудно поверить, но есть и такие). Вполне естественно, чтобы новость такого рода  как  воображаемый  заголовок настоящей статьи заинтересовала всех, поскольку Владимир  Воронин – политик, который, хочется ему того или нет, но «отжил» свое в политическом смысле. Он дошел уже до определенного возраста и, через максимум одну-две предвыборные кампании (включая и следующие всеобщие местные выборы) покинет большую политику. В любой нормальной стране  лидер, оказавшийся в положении Владимира Воронина, назначил бы уже себе преемника. Но только в Молдове такое не происходит.
 
Я прибегнул к примеру Владимира Воронина, чтобы   обратить внимание на серьезную проблему, существующую в нашей стране. Только у нас партии появляются и исчезают одновременно с  лидерами. Это происходит потому, как в  Республике Молдова   политика  личностная. Существует не Партия коммунистов, а Владимир Воронин. Существует не Демократическая партия, а Мариан Лупу или (с некоторых пор) Влад Плахотнюк. Существует не Либеральная партия, а Михай Гимпу или Дорин Киртоакэ. Существует не Либерал-демократическая партия Молдовы, а Влад Филат или Юрие Лянкэ и т. д. и т. п. Наши политические лидеры не понимают, что возглавляемые ими партии могут существовать и без них. Более того, большинство политических лидеров воспринимают партии как свою личную собственность и ведут себя словно египетские фараоны, которые требовали, чтобы в пирамиды, где покоились после смерти их бренные тела, отнесли и все их имущество – от амфор  с различными яствами  до   золота и драгоценных камней. Думаю, не ошибусь, если скажу, что с определенной точки зрения наши политические лидеры даже хуже фараонов, которые хоть и брали с собой в мир иной нажитое при жизни добро, оставляли своим преемникам, по крайней мере, королевства, которыми они правили. Большинство наших  политиков не приемлют, чтобы  кто-то руководил партиями после них или, даже если соглашается на это, то оставляют своим преемникам  достаточно тяжелое наследство: партии, не имеющие ни малейшего шанса вернуться в большую политику. Ушел из большой политики Мирча Снегур и  исчезла и Партия возрождения и согласия, которую он возглавлял. Ушел из большой политики Петру Лучински и исчезли и все политические структуры, созданные им, – от «Республики» до «Альянса Брагиша». Исключением в этом смысле может стать лишь «Ласточка», которая между тем отдалилась от Петру Лучински и стала Демократической партией.  Ушел из большой политики Серафим Урекян  и исчез  Альянс «Наша Молдова». Череду этих примеров можно продолжить, но думаю и этих достаточно, чтобы подкрепить вышесказанное.
 
Я не имею ничего против Владимира Воронина или ПКРМ. Я начал настоящую статью с  соответствующего примера только потому, что Владимир Воронин – самый пожилой партийный лидер в Молдове и первый кому стоило бы подумать о поиске преемника, чтобы его политформирование не постигла участь других партий, а его – участь других лидеров.  Это же относится в определенной мере и к другим партийным лидерам, которым уже сейчас следовало бы задуматься о том, кто займет тих место. Ведь только таким образом партии добиваются, чтобы у них была богатая история, чтобы они удерживались на политической  арене, переходя то в парламентскую оппозицию, то во внепарламентскую, то приходя к власти. Так  возникают политические традиции и политическая культура, которые напрочь отсутствуют в Республике Молдова.  В настоящее время ясно одно: а именно, что пока политика в Республике Молдова будет личностной, пока лидеры будут воспринимать партии как частную собственность и не будут достаточно заботиться  о будущем возглавляемых партий после своего ухода с должности или из политики, мы, как демократическое общество, как народ будем сталкиваться с серьезной проблемой. Вот почему вернусь к заголовку настоящей статьи и спрошу еще раз: сколько из   вас хотели бы услышать  новость  о том, что Владимир Воронин назначил своего преемника? А кому не нравится этот пример, замените его любым другим. Важно понять, что молдавская политика  сталкивается с серьезной проблемой, которую нужно обязательно решить.


0