За один год жители Земли производят гору отбросов трехкилометровой высоты
Человек — существо на редкость неряшливое: миллиарды представителей нашего вида порождают горы отходов. Парадокс в том, что чем цивилизованнее общество, тем больше мусора оно производит. По информации Всемирного банка, в начале третьего тысячелетия в городах на планете проживало 2,9 млрд человек, которые выбрасывали 640 млн тонн бытового мусора в год. Сейчас от 3 млрд горожан за год набирается 1,3 млрд тонн отбросов, а к 2025 году эта цифра вырастет на 70% — до 2,2 млрд тонн.
В последние десятилетия утилизация и переработка отходов стала такой же проблемой экономики, как и транспортные коммуникации и выработка энергии. Но пока что даже самые светлые головы не смогли предложить способ, как эффективно противостоять угрозе человечеству — оказаться похороненным на свалке.

КАК ОСТАНОВИТЬ ВАЛ ОТХОДОВ
Сегодня используется несколько способов противостояния мусорному цунами.
СВАЛКИ. Их еще громко величают полигонами. Самый массовый, бесперспективный и довольно вредный способ. Бесперспективность видна по таким цифрам: население Земли растет на 1,5—2% в год, а объем свалок — на 6%, т.е. в три-четыре раза быстрее!
Чтобы замедлить процесс, складируемые отходы стремятся навалить повыше, а потом по максимуму утрамбовать. Современные тяжеленные катки уплотняют массу на полигонах до 0,8 т на 1 куб. м., а высота мусорных куч на некоторых зарубежных полигонах достигает 60 м — выше 16-этажного дома. Это позволяет увеличить емкость полигонов в пять-шесть раз.
Но полигоны — это мины замедленного действия. Они «обогащают» воду и воздух метаном, продуктами гниения, болезнетворными микробами. Расползание свалок — одна из наиболее актуальных экологических проблем.
Один из путей решения — выработка из мусора биотоплива при помощи бактерий. Эти существа перерабатывают так называемый свалочный газ в этиловый спирт. Генетики намерены кое-что «подвинтить» в геноме бактерий, чтобы они делали это еще эффективнее.
Необходимую для питания бактерий газовую смесь получают при нагреве практически любой органики до температуры 800 °С. Исходное сырье — сажа, древесные отходы, отходы сельхозпроизводства, автомобильные покрышки, пластиковые пакеты и бутылки, бумага, ткани и т.д. Одним словом — мусор.
По словам Джима Макмиллана из Национальной лаборатории по возобновляемым источникам энергии США (NREL), производство биотоплива из растительного сырья не изменит ситуацию на топливном рынке. Даже если и дальше наращивать площади посева и питательную ценность растений (хотя о том, что посевы рапса нещадно истощают почву, говорится уже давно). «Настоящий прорыв возможен только в том случае, если научиться использовать миллиарды тонн твердых отходов, — считает эксперт. — Сырья, которое можно превратить в топливо с минимальными затратами, — хоть отбавляй. Накопленные за десятилетия эвересты бытового мусора вскоре могут стать соперниками нефтяных скважин». Дело в том, что биореакторы для производства этанола довольно компактны и могут располагаться прямо на свалках. Подобная перспектива — дело ближайшего будущего.

СЖИГАНИЕ. Позволяет почти в 10 раз снизить объем отходов, вывозимых на свалки. Несгоревший остаток не содержит органики, то есть нет благодатной среды для болезнетворных микроорганизмов. Обратная сторона сжигания мусора — в атмосферу попадают крайне токсичные и живучие органические вещества (диоксины, фураны).
Впрочем, если они и попадают, то означает это только то, что на мусоросжигательном заводе (МЗС) используется устаревшее оборудование или оно эксплуатируется неправильно. Недостатки МСЗ, на которых пиарятся отечественные профессиональные «защитники» экологии всех мастей, относятся не к самой технологии. Им бы повоевать не со строящимися заводами, а с нашим менталитетом. Ведь если бы МСЗ были такими ужасными, то почему еще в 1990 г. в Японии сжигалось 74% отходов, в Швейцарии — 77%, а в Дании — 54%? Все очень просто — в этих странах нет места для новых свалок. Общемировая тенденция такова: сжигание мусора с выработкой электрической и тепловой энергии станет главным способом борьбы с отходами. В дальнейшем мусоросжигательные энергетические установки, скорее всего, будут совмещать с предприятиями по утилизации и вторичному использованию стекла, металла, бумаги.
СОРТИРОВКА И ПЕРЕРАБОТКА. В условиях катастрофического загрязнения окружающей среды сортировка мусора с дальнейшей переработкой и повторным использованием становится наиболее перспективным способом войны с наступлением свалок. По оценкам специалистов, с помощью уже существующих технологий можно переработать 40% бумаги, 17% твердых бытовых отходов, 8% пластика и 7% пищевых отбросов. Выглядит все как будто красиво и правильно.
Но в этом деле многое зависит от уровня сознательности населения. Ведь базис, на котором держатся «бессвалочные» методы утилизации мусора (кстати, и сжигание тоже) — это его сортировка. Эффективные автоматические линии, распознающие отходы с помощью оптики, пока еще только в чертежах. Поэтому ручная сортировка стала ежедневным ритуалом законопослушных граждан ЕС. Впрочем, дело не только в европейских законах, обязывающих сортировать мусор, — добросовестное выполнение ритуала раскладывания отходов по трем-четырем мешкам во многом стало элементом сознательности. И 65% немцев, отвечая на вопрос о том, что они делают для охраны природы, прежде всего называют сортировку мусора. Здесь сказывается массированная пропаганда: курсы для детей в детсадах, брошюры, ролики по ТВ. Поэтому сортировкой мусора занимаются довольно охотно, ведь в сознание вбит штамп: не повинность исполняешь — себя и людей спасаешь!
segodnya.ua