792

Румынские «разбойники» на марше

8 мая в Бухаресте местный парламент внес поправки в законодательство, и теперь все романские народы, проживающие на Балканах, и в их окрестностях, официально признаны румынами. Интересно, что МИД республики был категорически против этого решения: дипломатам теперь придется успокаивать соседние страны. А повод для волнения у них есть.
Не станем гадать, как румыны смогут использовать новую поправку — это покажет будущее. Но вот если глянуть на их относительно недавнее прошлое, то мы увидим, что Бухарест умудрялся стричь купоны даже в фантастически невыгодных для себя ситуациях.
Наиболее показательны в этом плане события первых десятилетий XX века. А именно Балканские войны и Первая мировая. Напомню, что в 1912—1913 гг. коалиция, состоящая из Болгарии, Сербии, Черногории и Греции поставила на грань катастрофы Османскую империю. Но едва закончилась Первая Балканская война, как началась вторая — с болгарами теперь воевали их союзники.
Бухарест весь 1912-й выжидал, но когда стало ясно, что у Софии большие проблемы, румыны объявили царю Фердинанду войну. Это был удар в солнечное сплетение: армия Кароля I двинулась на болгарскую столицу, а защищать ее было некому — в бой собирались бросать даже юнкеров. Софию румыны, правда, не взяли, но зато по итогам войны получили кусок Добруджи.
Прошел год, и грянула Великая война (она же Первая мировая). Сражения полыхали не только в Европе, но и в Азии, Африке, а также Океании. Королевство Румыния, тем не менее, оставалось нейтральным аж до августа 1916-го, пока не вступило в войну на стороне Антанты. Дебют нового участника мировой бойни закончился разгромом, и спасать союзника пришлось русским войскам.
А потом был 1917 г. и две русских революции, итогами которых румынская элита, не преминула воспользоваться, захватив Бессарабию. При этом королевские войска успели проиграть мини-войну Красной гвардии, но германо-австрийская интервенция 1918 г. оказалась Бухаресту (точнее Яссам, временной румынской столице) на руку. Правда, оказавшись один на один с Четверным союзом, ему пришлось подписать унизительный мирный договор. Однако конец Великой войны обернулся для румын фантастическим успехом.
9 ноября 1918 г. немцам был предъявлен ультиматум с требованием убраться в 24 часа с территории королевства. А через два дня вступило в силу Компьенское перемирие. Трюк с ультиматумом позволил Румынии оказаться в стане победителей, и ее делегация отправилась в Версаль на мирную конференцию. Возглавлял группу дипломатов премьер-министр Ионел Брэтиану.
Вел он себя на заседаниях так, что глава британского кабинета Ллойд-Джордж назвал Брэтиану «разбойником, выжидающим удобного случая, чтобы стащить территорию». Румынский премьер свой «разбой» не прекратил, а тут еще в Венгрии образовалась советская республика и неоднократно битые войска, плохо обученные королевские войска начали с благословения Антанты интервенцию в соседнюю страну. Венгерская Красная армия была разбита, а Будапешт взят. Большего триумфа для Румынии и представить было нельзя.
В оккупированной Венгрии интервенты развязали террор и устроили повальный грабеж. Даже великим державам пришлось одергивать борцов с «красной опасностью». Но в итоге их услуги были оплачены: территория Румынии увеличилась в разы. Бухарест нахватал земель от всех своих соседей.
Искусство выкручиваться из самых сложных ситуаций румынские властители продемонстрировали и в годы Второй мировой войны. В нынешние времена они свои таланты не растеряли: все мы помним историю с шельфом острова Змеиный. Так что следить за разными инициативами Бухареста нужно очень внимательно. Особенно Украине.
Александр МАРТЫНЕНКО
http://2000.net.ua/2000/v-blogakh/90815
0