Чего хочет В.Н. Воронин?
Сначала хотел озаглавить эту статью «Чего хочет ПКРМ?». Но потом решил, что правильнее будет «Чего хочет В.Н. Воронин?».
Понятие «Владимир Николаевич Воронин» больше и шире понятия «Партия коммунистов Республики Молдова». Без Воронина не бывает ПКРМ, во всяком случае, до сегодняшнего дня не бывало, а исторический опыт того, может ли существовать ПКРМ без Воронина, отсутствует. Отсюда вытекает, что если мы ответим на вопрос «Чего хочет В.Н. Воронин?», то получим и ответ на вопрос «Чего хочет ПКРМ?». Однако ответ на вопрос о том, чего же на самом деле хочет лидер ПКРМ, выглядит еще более головоломным, чем ответ на вопрос «Чего хотят женщины?».
Несостоявшийся лидер
На этой неделе, 25 февраля, исполнилось 12 лет, как ПКРМ под руководством Воронина одержала сокрушительную победу на выборах 2001 года, получив в парламенте 71 место из 101.
Двенадцать лет назад у Воронина был неограниченный кредит доверия народа, а у его партии ― конституционное большинство в парламенте. У них была такая власть, что они могли сделать все. Но в историческом плане они этот шанс не реализовали. Власть утекла, как вода сквозь пальцы, и сегодня многие сторонники ПКРМ не понимают, как такое могло случиться. Я не фанат ПКРМ и Воронина, но тоже пытаюсь понять, где же они ошиблись.
Главная и фатальная ошибка Воронина, как мне кажется, состояла в том, что после прихода к власти в 2001 году он обязан был стать, но не стал, президентом всех граждан, а не только тех, что голосовали за ПКРМ. Он должен был стать не просто партийным, а общенациональным лидером, как это сделали Владимир Путин, Александр Лукашенко или Нурсултан Назарбаев. Воронин не захотел и не сумел этого сделать.
ПКРМ все равно никуда бы от Воронина не ушла. Он бы по-любому ее контролировал. Но Воронин предпочел оставаться в своем партийном коридоре, который с годами становился все более и более узким. Воронин не стал Путиным, Лукашенко или Назарбаевым, потому что продолжал оставаться председателем ПКРМ. За эту ошибку он и его партия сполна заплатили 7 апреля 2009 года.
Не будем перечислять успехи ПКРМ за восемь лет пребывания у власти. Об этом есть кому трубить и без нас. Давайте еще раз вспомним невыполненные обещания Воронина и его партии.
Из знаменитой листовки 2001 года «Владимир Воронин: ваша судьба — в ваших руках!» мы узнаем, что ПКРМ обещала народу Молдовы: восстановить территориальную целостность республики, решительно пресечь грабеж и коррупцию, удвоить количество рабочих мест в народном хозяйстве, повысить роль и значение государственной собственности в стратегически важных отраслях народного хозяйства, добиться льготного кредитования сельскохозяйственных производителей, рассмотреть вопрос отмены иммунитета высших должностных лиц страны, депутатов парламента, членов правительства, судей, добиваться восстановления системы здравоохранения, созданной в годы Советской власти, добиться придания русскому языку статуса второго государственного, рассмотреть вопрос о присоединении Молдовы к Союзу России и Белоруссии, ввести монополию государства на производство и реализацию алкогольной и табачной продукции, сократить аппарат государственного управления и затраты на его содержание.
Ничего из этого сделано не было.
Зато Воронин и ПКРМ сделали много такого, чего они не обещали, но что вызвало, мягко говоря, очень большое недоумение у людей.
Вместо обещанных социальной справедливости, искоренения грабежа и коррупции он создал олигархическую систему, основанную как раз на грабеже и коррупции. При нем во всей красе проявились все эти папуки, межинские, гурбули, зубики, решетниковы, при нем судьи открыто говорили о прейскуранте цен, по которому продаются должности и решаются дела в системе юстиции, при нем поднялся Плахотнюк, при нем расцвело рейдерство, при нем многих политиков и бизнесменов пропустили через мясорубку карательных органов.
Воронин не только не рассмотрел вопрос о присоединении Молдовы к Союзу России и Белоруссии и не урегулировал приднестровский конфликт, но он обманул самого Путина, отказавшись подписать Меморандум Козака, обзывал Россию оккупантом, принял европейский закон о культах, который привел к легализации Митрополии Бессарабии и расколу Молдавской Православной Церкви, проводил чисто либеральный курс в экономике, провозгласил евроинтеграцию и подписал соглашение с НАТО о переводе силовых структур Молдовы на его стандарты.
В 2005 году ПКРМ инициировала принятие закона о (не)урегулировании приднестровской проблемы, который Воронин почему-то не хочет отменять и сегодня. Тогда же в устав партии был внесен пункт о том, что «ПКРМ выступает за евроинтеграцию», также действующий по сей день.
Продолжение можно прочесть ЗДЕСЬ
Дмитрий Чубашенко