740

Валериу Зубко стал чужим среди своих

Экс-генпрокурору Валериу Зубко снова досталось в связи с инцидентом во время охоты в «Пэдуря домняскэ». На этот раз — от бывших сослуживцев, которые вчера, 23 января, подводили итоги работы генпрокуратуры в 2012 году. Главным итогом, судя по сообщению пресс-службы ведомства, следует считать неудачную охоту господина Зубко.
 
«О том, что случилось на охоте, мы узнали из СМИ и были возмущены сделанным, в частности сокрытием этого случая. Мы задаемся вопросом: почему мы не узнали о том, что произошло, от бывшего генпрокурора, который после охоты находился на работе до 2 января? Руководство генпрокуратуры осуждает действия и бездействие генпрокурора и других участников охоты»,— заявил заместитель генпрокурора Еуджен Русу, открывая итоговое заседание.
 
Как сообщила пресс-служба ведомства, работники прокуратуры выразили обеспокоенность тем, что пострадал имидж ведомства, и взяли на себя всю ответственность за то, чтобы вернуть утраченное доверие граждан. И. о. генпрокурора Андрей Пынтя при этом обратился к подчиненным с призывом «проявить максимальную последовательность и настойчивость при исполнении своих полномочий». По его словам, в центре их внимания должна быть защита прав человека.
 
Примечательно, что еще 6 января генпрокуратура не только выступала в защиту господина Зубко, но и пыталась доказать, что случайное убийство на охоте никто и не скрывал. В день, когда лидер движения «Антимафия» Серджиу Мокану обнародовал информацию об инциденте, ведомство распространило пресс-релиз. В нем не только не отрицался факт убийства Сорина Пачу на охоте, но и сообщалось, что расследованием этого случая занимается Фалештская прокуратура (см. «Ъ-MD» «Прокурорский охотник» от 6 января). Выходит, что пресс-служба генпрокуратуры знала об инциденте, а замгенпрокурора — нет.
 
Андрей Пынтя затруднился пояснить «Ъ-MD», почему генпрокуратура только сейчас высказалась по поводу инцидента месячной давности. Он лишь сообщил, что по этому поводу ведется внутреннее расследование.
 
А вот господин Русу в беседе с «Ъ-MD» объяснил нестыковку тем, что упомянутый выше пресс-релиз был подготовлен «по прямому указанию тогдашнего генпрокурора». «Со 2 января генпрокурор мне не звонил и я с ним не говорил. Тот, кто остался за него тоже с ним не говорил (пока господин Зубко был в отпуске, его обязанности исполнял замгенпрокурора Игорь Сербинов.— «Ъ-MD»). Значит напрямую он (Валериу Зубко.— «Ъ-MD») звонил в пресс-службу, и она подготовила коммюнике. Честно признаться, я даже не знаю о содержании этого коммюнике»,— отметил Еуджен Русу.
 
На вопрос «Ъ-MD», что ему мешало обозначить позицию по резонансному делу раньше, замгенпрокурора Русу ответил так: «Я хотел дать ответ всем прокурорам, которые спрашивали, а знало ли об этом случае руководство. Мы собрались в первый раз в этом году, и я решил сообщить коллективу о ситуации, чтобы люди не думали, что мы знали и укрывали, как Зубко. В этом была суть». На просьбу пояснить, какие санкции могут быть применены к укрывавшему трагедию господину Зубко Еуджен Руссу, ответил, что следует дождаться результатов расследования. «Я не в курсе всех деталей, поскольку не уполномочен. Есть прокурор, который занимается расследованием. Он за это отвечает, он независим и должен сделать все, что требуется по этому делу»,— отметил прокурор. В то же время он отметил, что за подобные проступки, безусловно, «надо наказывать». Пока, по его словам, очевидна необходимость дисциплинарной ответственности. «Это уже сделано в отношении Зубко»,— заключил собеседник «Ъ-MD».
 
Напомним, бизнесмен Сорин Пачу был убит случайным выстрелом во время охоты с участием Валериу Зубко, которая состоялась 23 декабря 2012 года. Кроме теперь уже экс-генпрокурора в ней участвовали глава Апелляционной палаты Ион Плешка, его зам Георгий Крецу и другие госчиновники. Ни один из участников охоты не сообщил об инциденте. Более того, некоторые из них поначалу отрицали факт своего присутствия при трагедии. Следственные органы объявили главным подозреваемым Георгия Крецу, в отношении него возбуждено уголовное дело.

0