576

Катар: богат и опасен


 
 
“Oilprice.com”, США - 17 сентября 2012 г.
"Qatar: Rich and Dangerous"
 
 
 
Катар: богат и опасен  
Феликс Имонти
 
Первейшей заботой эмира Катара является процветание и безопасность крошечного королевства. Ради этого он ни перед чем не останавливается.
 
Катар, втиснутый между Ираном и Саудовской Аравией, располагает третьими крупнейшими в мире запасами природного газа. Газ обеспечивает почти четверти миллиона катарских граждан самый высокий среднедушевой доход на планете и обеспечивает 70% доходов правительства.
 
Как же этот крайне богатый карлик с двумя потенциально опасными соседями удерживает их от непрошенного визита? Естественно, у него есть кто-то, кто крупнее и круче, для защиты.
 
Конечно, ничто не бывает бесплатным. Ценой стало разрешение Соединённым Штатам разместить две военные базы в стратегическом местоположении. Согласно дипломатическим депешам на "Викиликс", катарцы даже оплачивают 60% всех расходов, связанных с этим. 
 
Размещение танков и противобункерных бомб поблизости будет препятствовать военной агрессии, но это никак не сможет обуздать социальные волнения, которые кипят в течение десятилетий в ближневосточных обществах. 84 года назад в Египте появились "Братья-мусульмане" из-за присутствия иностранного господства Великобритании и недовольства миллионов объединившихся масс, стремившихся стать свободными. 84 года спустя объединившиеся массы всё ещё жаждут этого.
 
65% населения на Ближнем Востоке - моложе 29 лет. Эта потерявшая надежду и возмущённая группа представляет собой опасность, которую не могут остановить никакие армии. Их призыв к достоинству - "Я - человек" - это тот звук, что внушает ужас правительствам. Именно эту огромную силу сумел перенаправить эмир Катара.   
 
Через год после того, как он сверг своего отца в 1995 году, Шейх Хамад бен Халифа Аль-Тани создал спутниковый новостной телеканал "Аль-Джазира". Он пригласил на него некоторых наиболее радикальных салафистских проповедников, получивших убежище в Катаре, чтобы обращаться к полутора миллиардам мусульман по всему миру. У них была своя электронная импровизированная трибуна и карточка к банкомату, но за это была назначена цена. 
 
Цена эта - молчание. Они могли обращаться к миру и разжигать ярость в Египте или Ливии, но они должны были оставить свою революцию за пределами Катара, иначе микрофон будет отключён, а банкомат перестанет обеспечивать им хорошую жизнь. "Братья-мусульмане", которые являются основной силой в регионе, были распущены в Катаре в 1999 году. Джасим Султан, член этой бывшей организации, объяснил, что королевство соблюдает мусульманское право. Он возглавляет сейчас финансируемый государством проект "Пробуждение", который публикует умеренную политическую и философскую литературу.
 
То, как Катар извлёк пользу из объединения с салафистами, иллюстрируют его связи с Тунисом, где Катар делает крупные инвестиции в телекоммуникационный сектор. Тунисский министр иностранных дел Рафик Абдельсалам был главой отдела исследований и разработок в Центре Аль-Джазиры в Дохе. Его тесть, Аль-Ганнуши, является главой тунисской партии "Братьев-мусульман".  
 
В течение большей части времени, когда он захватил власть, Шейх Хамад бен Халифа Аль-Тани следовал курсом установления личных связей и знакомств, был инициативным в бизнесе и нейтральным на международной арене. Эмир щедр с благодарными, катарский суверенный фонд благосостояния жёстко торгуется в зале заседания совета директоров и королевство Катар оказывает услуги посредника при разрешении споров. 
 
Внешняя политика Катара резко изменилась, когда королевство вступило в войну против Каддафи. Королевство направило свой самолёт для совместных действий с силами НАТО. На поле боя катарский спецназ вооружал, обучал и руководил ливийцами против войск Каддафи.
 
Глава Национального переходного совета Мустафа Абдель Джалиль связал большую часть успеха революции с усилиями Катара, который, как он сказал, потратил два миллиарда долларов. Он пояснил: "Никто не возвращался из Катара без денег от правительства".
 
Катару необходимо было защитить инвестиции в десять миллиардов долларов в Ливии. Одна только компания Barwa Real Estate Company взяла на себя обязательства в два миллиарда долларов в отношении строительства гостиничного комплекса на море рядом с Триполи. 
 
Когда пули всё ещё свистели, Катар подписал соглашение с НПС на восемь миллиардов долларов. На тот случай, если с НПС что-то не заладится, он финансировал и соперников НПС - Абделя Хакима Бельхаджа, лидера Бригады мучеников 17 февраля, и Шейха Али Салаби, радикального проповедника, который находился в изгнании в Дохе.
 
Если инвестиции Катара в десять миллиардов долларов кажутся существенными, то будущее может предложить намного больше. Затраты на восстановление страны оцениваются в семьсот миллиардов долларов. Китайцы и русские оставили после себя тридцать миллиардов незавершённых контрактов и инвестиций, и всё это может стать добычей тех, кто помогал революции. 
 
Едва только Каддафи схватили и убили, а Катар уже вышел на Башара Аль-Асада, чтобы создать переходное правительство с "Братьями-мусульманами". Как можно было ожидать, передача власти "Братьям-мусульманам" была предложением, от которого тот смог отказаться. И уже вскоре после этого он услышал, как Шейх Хамад бен Халифа Аль-Тани зачитал ему приговор в январе 2012 года в программе "60 минут" телеканала CBS. 
 
Эмир заявил, что в Сирию нужно послать иностранные войска. На конференции "Друзей Сирии" в феврале премьер-министр Хамад бен Ясим аль-Тани сказал: "Нам нужно сделать всё необходимое, чтобы помочь [сирийской оппозиции], включая предоставление им оружия для самозащиты".
 
Зачем Катару участвовать в Сирии, где у них мало инвестиций? Карта показывает, что королевство находится в географическом плену в небольшом анклаве на побережье Персидского залива.
 
Катар зависит от экспорта СПГ, так как Саудовская Аравия ограничивает строительство трубопроводов на удалённые рынки. В 2009 году рассматривалось предложение о строительстве трубопровода в Европу по территории Саудовской Аравии и Турции для соединения с трубопроводом "Набукко", но Саудовская Аравия, рассерженная своим младшим и намного более громким братом, заблокировала любую экспансию по суше.  
 
Катар, уже являющийся крупнейшим производителем СПГ, не может увеличить своё производство СПГ. Рынок будет насыщен благодаря восьми новым заводам в Австралии, которые войдут в эксплуатацию в период с 2014 по 2020 гг.
 
Насыщенный североамериканский газовый рынок и намного более конкурентный азиатский рынок оставляют только Европу. Обнаружение в 2009 году нового газового месторождения рядом с Израилем, Ливаном, Кипром и Сирией открыло новые возможности для того, чтобы обойти саудовский барьер и обеспечить себе новый источник дохода. В Турции уже имеются трубопроводы, которые могут принять газ. На пути стоит только Аль-Асад. 
 
Катар вместе с турками хотел бы убрать Аль-Асада и поставить у власти сирийский филиал "Братьев-мусульман". Это лучше всех организованное политическое движение в хаотичном обществе, и они могут заблокировать усилия Саудовской Аравии поставить (в Сирии) более фанатичный режим на основе ваххабизма. Как только "Братья-мусульмане" окажутся у власти, обширные связи эмира с группами "братьев" по всему региону будут содействовать тому, чтобы к нему прислушались и благосклонно встретили в Дамаске. 
 
В турецком городе Адана рядом с сирийской границей был создан командный центр для управления повстанцами против Аль-Асада. Заместитель министра иностранных дел Саудовской Аравии принц Абдулазиз бен Абдалла аль-Сауд просил, чтобы турки создали совместный турецко-саудовско-катарский командный центр. "Туркам понравилась идея базы в Адана, чтобы они могли руководить операциями", - сказал "Рейтер" источник из страны Персидского залива.
 
Боевые действия, скорее всего, продолжатся в течение ещё многих месяцев, но для Катара это долгосрочная борьба. В конце концов придёт время контрактов для масштабного восстановления и для разработки газовых месторождений. В любом случае Аль-Асад должен уйти. Ничего личного; только бизнес, чтобы сохранить будущее спокойствие и благоденствие Катара.
0