711

Русский ледовитый Чернобыль

Летом из Москвы пришли 2 сообщения, касающиеся Канады. Во-первых, директор Института экспертных оценок Н. Павлюк предложил зафиксировать доминирующее положение России, ее решающий вклад в исследование и освоение Арктики, переименовав Северный Ледовитый океан в… Русский Ледовитый. И не менее!
Во-вторых, Москва вдруг передала Норвегии новые данные, свидетельствующие о величине этого вклада, отчего мороз идет по коже. Дело в том, что прямо напротив канадских берегов (океан этот не столь уж велик) Россия устроила грандиозную свалку радиоактивных отходов. Настоящий подводный Чернобыль!


Данные эти уточняют количество советских атомных реакторов и радиоактивных отходов, затопленных в Карском море. Полный список опубликовала газета Aftenposten, и в нем 17 000 затопленных контейнеров и 19 судов с радиоактивными отходами, 14 ядерных реакторов (в 5 еще находится топливо), 735 единиц радиоактивных конструкций! А также лежащая на дне АПЛ К-27 (2 реактора с невыгруженным топливом). Цифры ошеломляют!

Попытки МАГАТЭ получить эти сведения от СССР были заведомо безуспешны, и лишь в конце 1994 года информация о советских радиоактивных свалках на дне морей, омывающих страну (я другой такой не знаю!), была рассекречена. Но не вся. С тех пор цифры значительно возросли, что свидетельствует либо о непорядочности российской власти, либо о полном бедламе в учете, либо о том и другом вместе. Например, по данным 1994 г. в Карском море числились утопленными 7 реакторов атомных подлодок, теперь их уже 14, и нет гарантий, что цифра окончательна…

Сейчас известно о 8 районах захоронения радиоактивных отходов в Карском море, которое особо волнует норвежцев. Максимальная глубина 380 метров, но в 5 местах топили на мелководье. Там около 20 тысяч кюри радиоактивности – от наземных, подводных и надводных ядерных испытаний, проведенных на Новой Земле и в ее водах, а также в контейнерах. Большую их часть топили без всяких предосторожностей, даже не заполняя отвердителем – битумом, бетоном и т.п. Немудрено, что время от времени эти радиоактивные гробы всплывают (один был выловлен в октябре 1984 г. судном "Лепсе" в заливе Абросимова), вмерзают в лед, течение выносит их в океан — привет из России!

Однако самая большая проблема - это затопленная в 1981 г. в заливе Степового (Новая Земля) подлодка К-27. Среди моряков носила она 2 прозвища: сначала Золотая рыбка, поскольку была лауреатом различных премий, а из ее экипажа вышли адмиралы и Герои Советского Союза. Затем она превратилась в Нагасаки, по аналогии и вслед за злополучной К-19, получившей прозвище Хиросима. Дело в том, что после радиационной аварии 24 мая 1968 г. облучился весь экипаж К-27 и погибло 9 человек. Один из двух ее реакторов ушел на дно с расплавленной зоной. Если рванет, ветры и течения донесут радионуклиды и до Канады…

Но прежде чем перейти к причинам внезапной откровенности Москвы, вспомним, как много денег вложил и продолжает вкладывать Запад, в том числе и Канада, в очистку России от радиоактивной и химической дряни. Глобальное партнерство, учрежденное в канадском Кананаскисе в 2002 году и рассчитанное на 10 лет, объединило множество западных стран, и было направлено на уничтожение чудовищных запасов российской боевой химии, утилизацию оружейного плутония и списанных атомных подлодок. Для этого намечалось ассигновать до $20 млрд., из них 10 млрд. обязались выделить США, 2 млрд. Россия и 0,65 млрд. Канада.

В итоге, хотя Россия постоянно жалуется на недофинансирование, на коварство Запада, использующего программу ГП в шпионских целях, построено 6 заводов по уничтожению химоружия, а из 198 (!) списанных АПЛ утилизировано 192 подлодки (утилизация включает и реабилитацию бывших береговых технических баз ВМФ России, на которых они обслуживались). На саммите в Довиле (Франция, май 2011 г.) было принято решение о продлении мандата ГП после 2012 года, расширении его географии и сферы охвата. То есть Запад продолжает за свой счет убирать российскую химическую и ядерную грязь, продолжает платить России, стране миллиардеров, тратящей колоссальные средства на саммиты и олимпиады, на чемпионаты мира и на дворцы Путина, поддерживающей террористические режимы и при этом открыто враждебной США и их союзникам! Что свидетельствует о наивности первого, а также о двуличии второй.

Информация о свалках ядерного мусора в Карском море не имеет никакого отношения к искренней заботе об экологии, о здоровье страны и народа. Все дело в шельфовых проектах близкой Путину «Роснефти». 23 мая, вскоре после вступления его в должность президента РФ на третий срок, Сечин, его ближайшее доверенное лицо, был назначен президентом этой компании. «Роснефть» и американская Exxon Mobil договорились о разработке 3 участков в этом море. Общие ресурсы проектов оцениваются в 4,9 млрд. тонн нефти и 8,3 трлн. кубометров газа (годовое мировое потребление около 4,4 млрд. тонн нефти и 3,3 трлн. кубов газа). Первоначальные инвестиции оцениваются в $1,4-2 млрд. Объем вложений, по словам Путина, занимавшего тогда кресло премьер-министра и лично курировавшего проект, достигнет $200-300 млрд. прямых инвестиций. «А если говорить об инфраструктуре, строительстве необходимых сооружений, обустройстве территории, то инвестиции могут дойти до $500 млрд.», — отмечал он.
 
Однако захоронения радиоактивных отходов находятся примерно в 10 милях от границы лицензионного участка: это реактор АПЛ с невыгруженным топливом и баржа с радиоактивными отходами. «В случае реализации худшего сценария, то есть неконтролируемой реакции, радиация распространится по Карскому морю и крайне затруднит любую промышленную деятельность. Поэтому компании должны убедиться в отсутствие радиационного мусора перед началом разработок», – сказал Игорь Кудрик из норвежской экологической группы Bellona. А в техасском офисе Exxon заявили, что перед бурением компания всегда изучает окружающие морские территории на предмет потенциальных угроз, это стандартная практика. Вот почему Путин неоднократно заявлял, что будет проведена «генеральная уборка Арктики». Бизнес требует чистоты!

Норвегия помогает из чистого альтруизма. Она организует регулярные экспедиции для контроля состояния затопленных судов и контейнеров. «Мы сможем оставить море чистым для будущих поколений», - объявил глава департамента чрезвычайных ситуаций Норвежского государственного агентства по защите от радиации Пер Штранд. Недавние исследования К-27 и контейнеров проводились с помощью батискафов. Опасных признаков коррозии видеосъемка не выявила. «Но существует гипотетическая возможность того, что в экстремальной ситуации отработанное топливо спровоцирует неконтролируемую цепную реакцию, которая может привести к взрыву и выбросу радиации», – цитирует Bloomberg слова Штранда. Поэтому власти России и Норвегии должны в первую очередь определиться с возможностью безопасной утилизации К-27, указывает он.

В настоящее время в России рассматривается возможность подъема всех «объектов». Ее профинансирует государство. Стоимость работ пока неизвестна. Вести их будет национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами, каковым в конце марта 2012 года назначено ФГУП «НО РАО». Подъем одной К-27 может занять около года, еще несколько лет потребуется, чтобы переправить ее целиком или вырезанных реакторных отсеков в док.

Что ж, дело нужное. Глава российского отделения Фонда дикой природы Игорь Честин напоминает, что Балтийскому морю глубоководные работы пошли только на пользу: «При прокладке газопровода «Северный поток», акционеры проекта вынуждены были вычистить акваторию Балтики от оставшихся со Второй мировой войны противокорабельных мин и захоронений химического оружия. В результате Балтийское море стало чище».

Это так. Вот и в Карском море, пока не запахло нефтью и не пришел «Экссон», об очистке почему-то никто не думал. Но на Балтике сравнительно тепло, и в ней, очень надеюсь, не топили ядерные отходы и лодки, так что больших накладных расходов акционерам нести не пришлось. На арктическом шельфе ситуация принципиально иная, и по словам Честина, при соблюдении минимальных норм экологической безопасности добыча углеводородов в Карском море может стать нерентабельной. Кажется, Путин с Сечиным нашли способ сделать ее рентабельной — за счет государства. Переложив все расходы по очистке моря на бюджет. Что ж, дело святое, и в этом случае любые средства оправдывают цель!

Юрий Кирпичев
Монреаль-Бостон

http://www.russianmontreal.ca/index.php?newsid=2260
0