706

"Бездельники и предатели земли Молдавской" - мнение о нынешнем положении СИБа его первого директора Валерия Пасата

СИБ Молдовы в упадке! Кризис на лицо! Вот мнение первого директора СИБ, который стоял у истоков создания спецслужбы. Он утверждает, что сейчас сотрудники СИБа разделены по политическим убеждениям на группы и тем самым могут работать друг против друга, препядствовать "неприятным" мероприятиям в плоть до предательства и неповиновения приказам. Так что господа мы можем наблюдать, как СИБ разваливается изнутри!
   
 
СИБ Молдавии в вынужденном положении бездельников и предателей Первый директор Службы информации и безопасности РМ Валерий Пасатусматривает в попытках начать обсуждение проектов по реформированию ведомства, в том числе при участии представителей гражданского общества страны, элементы бутафории и легко просматриваемого лукавства. Как он отметил в беседе с корреспондентом НИКА-пресс, абсурдность действа, призванного будто бы показать изначально транспарентный характер работы спецслужб, способно довести до возможных, а то и обязательных консультаций с общественниками о содержании и участниках вербовочных мероприятий, планируемых или проводимых СИБом.
Пасат считает принципиально важным в предстоящих реформах Службы категорическое ограждение всех, в первую очередь оперативных работников от практической политики в любом ее виде, а также в предъявлении жестких требований по этой части к высшему руководству ведомства и руководителям всех его отраслевых подразделений. Иначе, сделал он вывод, непосредственные исполнители специальных работ окажутся в вынужденной роли либо бездельников, либо предателей и злостными нарушителями регламента СИБа, поскольку им придется подчиняться приказам, имеющим партийную нагрузку, или искать причины их невыполнения.
Собеседник агентства обратил внимание и на такую неизбежную издержку двойной жизни оперативников, как их вынужденные поиски способов защититься от проблем и сохраниться на службе. В итоге, отметил Пасат, они, в силу своего личного опыта и личных целей, могут точно определить близкие перспективы развития событий на политической арене, просчитать новый расклад партийных сил во власти и начать собственную, как правило, групповую игру, что способно разрушить любую структуру изнутри, а спецслужбы особенно.
Подготовлено НИКА-пресс
Комментарий агентства
Многопартийность министерств и ведомств, их неофициальное и пока что практически неизбежное содержание «два в одном» или «три в одном» является старой проблемой Молдовы. Известно, какими болезненными результатами отражается она на работе в подобных условиях, скажем, таких министерств, как министерства культуры или образования. О силовых ведомствах и говорить не приходится. Спецслужбы РМ переживали проблемы двойной и тройной (никто не скажет, до скольких надо считать, чтобы хотя бы приблизиться к истинному состоянию дел) жизни особенно болезненно. До середины 90-х годов, судя по набору событий и фактов, «контора», состояла, как минимум, из трех основных частей – промолдавской, прорумынской и прорусской. К середине 1996 года, т.е. накануне президентских выборов, когда выявились главные претенденты на пост главы государства – действующий президент Снегур, спикер Лучинский и премьер Сангели, «контора», как, собственно, и многие государственные формирования, разделилась на три фактически противостоящие друг другу группы. На фоне «промолдавскости», «прорусскости» и «прорумынскости» вынужденное дополнительное разделение по краткосрочным политическим проектам превратило МНБ в малоэффективный, однако неспокойный организм, временами напоминающий о своем существовании. В тогдашней прессе, явно не случайно вспыли в том числе и незаконченные со времен конфликта на Днестре споры о том, какое из силовых ведомств – МНБ, МВД или Минобороны должно заниматься приднестровской проблемой, которая в силу своей особенности, как сейчас, так и тогда, определяла судьбы многих государственных деятелей страны и политических формирований. Тогда же выявились и кадровые перемещения из конторских кабинетов в службы, близкие к претендентам на президентский пост.
Трудно сейчас сказать, удалось ли второму президенту Лучинскому ликвидировать многослойность и разноцветность МНБ, однако затеянное во время его правления реформа МНБ и создание на его основе Службы информации и безопасности дает основания полагать, что именно таким нехитрым путем команда Лучинского пыталась построить надежную, компактную и многопрофильную «контору», которая могла бы пригодиться и для, скажем так, отслеживания текущих внутриполитических процессов.
К концу 90-х годов к Службе начал проявлять интерес лидер оппозиционной ПКРМ Воронин, возглавляющий самую многочисленную в парламенте фракцию. Устроенный по сущему пустяку скандал на одном из заседаний парламентской комиссии при участии депутатов-коммунистов и директора СИБа Пасата показал, что воронинцев не остановят никакие препятствия в стремлениях получить максимальный контроль над спецслужбами.
Пожалуй, президент Воронин был единственным, кому удалось ликвидировать в СИБе различные умонастроения и неофициальные политические группировки. «Контора» должна была вздохнуть спокойно –есть одна правящая партия, и есть один вечный враг, не считая сепаратистов за Днестром и «недобитых гагаузских сепаратистов на Юге». Правда, потом на короткий срок к врагам прибавилась и Россия, «едва не обманувшая Воронина на приднестровском направлении, т.е. едва не создав молдавскую федерацию, которой бы правил Тирасполь». «Однопартийность СИБа», впрочем, покой и простоту в его деятельность не принесла. Опера-воронинцы стали отмечаться на общественно-политических площадках, где зрели антикоммунистические настроения. Им удалось поучаствовать и отличиться в событиях в Гагаузии в 2002 году. След их опасной работы можно было легко обнаружить в «крышевании» (под присмотром выдающихся членов ЦК ПКРМ, конечно) деятельности газеты «Правда», выходящей в РМ нелегально и нацеленной на борьбу с левыми партиями страны. От некоторых из них слышалось робкое ворчание, дескать, по закону мы не являемся продолжением аппарата правящей партии; ворчание, не имеющее, впрочем, никакого смысла при правлении ПКРМ – закон законом, а интересы правящей партии превыше всего.
И оказалось, что и «многопартийность» службы – это плохо, и ее «однопартийность» - это еще хуже, это уже проходили и это добром не кончится.
Сейчас спецслужбы Молдовы опять многопартийные; они зеркало, послушно отражающее происходящие в стране и в Альянсе процессы. Как они будут реформироваться – пока никто не знает и, похоже, знать не хочет. Кто этим займется, и по какому пути пойдет реформа, тоже неизвестно. А пока специалисты в деле государственной безопасности, бывшие полковники и генералы вместе с действующими полковниками и генералами в присутствии специально отобранных представителей гражданского общества размышляют за «круглым столом» о высоких целях в «деле укрепления, повышения и бдительного подхода к ответственному …» - дальше все такое же и пустое. Они еще говорят, что готовы сами себя реформировать. И обещают результат.


Источник:
dniester.ru/node/7439

0