1321

Открытое письмо председателя ПКРМ Владимира Воронина канцлеру ФРГ Ангеле Меркель

Открытое письмо председателя ПКРМ Владимира Воронина канцлеру ФРГ Ангеле Меркель
переданное В. Ворониным лично в ходе встречи с А.Меркель в Кишиневе 22 августа 2012
 
Уважаемая госпожа канцлер Федеративной Республики Германии Ангела Меркель,
 


 
Позвольте искренне приветствовать Вас на молдавской земле и одновременно выразить сожаление ввиду того, что, как я полагаю, исключительно формальные препятствия не позволили Вам провести отдельную встречу со мной. Сразу хочу сказать, что с теплотой и особой благодарностью вспоминаю свой визит в Федеративную Республику Германию, наш тогдашний заинтересованный диалог по всему спектру двусторонних отношений: от содействия европейской модернизации Молдовы до приднестровского урегулирования.
 
После этого визита прошло шесть лет. И очень многое изменилось в Республике Молдова. Увы, но европейская интеграция больше не будоражит умы большинства граждан страны. Этот путь реформирования сегодня разделяется в лучшем случае третью населения и не вызывает того энтузиазма, который наблюдался прежде, а перспектива приднестровского урегулирования вызывает оптимизм исключительно в среде аккредитованных в Кишиневе дипломатов.
 
Многое мне бы хотелось рассказать Вам, если бы дипломатические ведомства наших стран отыскали для Вас время для отдельной и неформальной беседы с представителями партии, которую сегодня поддерживает более половины граждан Республики Молдовы. И, я убежден, что Ваш политический опыт и талант государственного лидера позволили бы существенно скорректировать оценки всего того, что происходит в сегодняшней Молдове. Но раз этого не случилось, считаю своим долгом дать предельно краткий комментарий к общеполитическому контексту Вашего визита.
 
Во-первых, снижение уровня доверия молдавского общества к европейской модернизации страны явилось прямым следствием политической практики правящего в Молдове Альянса. Мафиотизация всей политической жизни, демонстративная коррупция в высших эшелонах власти, осознанное разжигание межнациональной розни, отказ от роспуска Парламента в положенный срок, незаконное избрание главы государства, запрет на вещание независимого телевизионного канала NIT, карикатурное игнорирование принципа верховенства права во всех судебных процессах, включая Конституционный суд, фактическая узурпация государственной власти и открытая подготовка к запрету самой большой оппозиционной парламентской партии – это те самые особенности нынешней молдавской политической жизни, с которыми безоговорочно согласно абсолютное большинство граждан Молдовы. Подобные оценки – уже обыденный факт и не нуждаются в специальных доказательствах. В этой связи у меня к Вам вопрос: не опасаетесь ли Вы, что та, моральная поддержка в адрес нынешнего молдавского режима, которую, безусловно, демонстрирует Ваш визит, негативно скажется на Вашей репутации? Оправданы ли столь неблагодарные политические инвестиции в политиков, которых сегодня презирает абсолютное большинство жителей Молдовы?
 
Во-вторых, все эти указанные процессы, хорошо известные европейскому экспертному сообществу, остаются вне критики со стороны Европейского союза и его лидеров. И исключительно по одной причине – криминализация Молдовы, антидемократический курс ее теперешних лидеров считаются меньшим злом, нежели потенциальная победа Партии коммунистов. И только лишь потому, что за этой возможной победой не без основания видят отход от утрированной евро-атлантической позиции нынешних правителей Молдовы и возращение страны к сбалансированному курсу сочетания европейской модернизации со стратегическим партнерством с Российской Федерацией. Мой следующий вопрос напрашивается сам собой: считаете ли Вы, что наличие подобных фобий времен «холодной войны» достаточным основанием для того, чтобы в случае с Молдовой встать на путь «двойных стандартов» и проигнорировать фактическое формирование в этой стране антидемократической хунты, чуждой и европейским ценностям и всем известным гуманитарным стандартам? Добавлю, что молчаливо-одобрительная позиция ЕС в отношении всего того, что происходит в Молдове, является сегодня не только дополнительным фактором роста евроскептических настроений, но и тотальной поддержки обществом диаметрально-противоположного вектора развития, который видится на пути вступления Республики Молдова в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана.
 
В-третьих, сегодня широко обсуждается в Молдове активность Федеративной Республики Германии в окончательном решении приднестровского вопроса. Трудно недооценить значение столь активного вовлечения авторитетнейшей страны Европейского союза в преодолении этого главного вопроса молдавской государственности. С другой стороны, кажутся предельно фальшивыми и неуместными какие-либо позитивные ожидания на сей счет. И только по одной причине. В условиях, когда так называемый президент Молдовы заявляет о неминуемом растворении молдавского государства в соседней Румынии, когда политика молдо-румынского унионизма является повседневной практикой кишиневских властей, когда готовится пересмотр статуса конституционного нейтралитета Молдовы, когда официальные власти ведут агрессивную политику по закрытию независимых русскоязычных СМИ, когда закрываются русские школы, когда русских и русскоязычных официально называют оккупантами, когда регистрируются неофашистские организации, когда властью провоцируются конфликты на национальной почве – приднестровское урегулирование невозможно. В этом контексте мои последние вопросы звучат следующим образом. Каким образом и на основе какой модели возможна реинтеграция такой Молдовы? На основе каких принципов и ценностей возможно достижение территориальной целостности, гражданского единства, надежно гарантированного статуса Приднестровья, взаимного доверия населения обоих берегов Днестра, когда страна буквально разрывается на части искусственными противоречиями, рождаемыми правящим режимом?
 
Поверьте, ответы на эти вопросы волнуют не одного меня, не только сторонников и избирателей самой большой партии в Республике Молдова. Они интересуют всех. И будет не правильным, если все эти вопросы останутся риторическими. Я убежден, что наши страны ждет еще длительный и плодотворный путь партнерства, и было бы предельно важно, чтобы на самых критических рубежах развития это партнерство было нацелено в первую очередь на интересы молдавского общества, а не на конъюнктурные запросы уходящих персон молдавской политики.
 
http://logos.press.md/node/35006
0