1021

Мелкие фермеры – «пушечное мясо» для крупных латифундистов

Под информационный шум о европейских ценностях, вовлекаемые в бескомпромиссную борьбу с очередным коммунистическим прошлым, при перманентном вдалбливании самых разнообразных исторических «постулатов» абсолютное большинство электората, наверняка, как и прежде, будет хоть и со скрипом, но всё же оплачивать безудержно растущие фискальные запросы «родного» государства. Рассчитались же мы к сегодняшнему дню без каких-либо эксцессов по налогу на недвижимость. А ведь он, как и вводимая новая ставка НДС на сельхозпродукцию, был увеличен с текущего года в те же 2,5 раза.
 
Как известно, в прошедший вторник 31 июля молдавские фермеры, доведенные до отчаяния своим нынешним бедственным положением и предстоящим повышением НДС на всю сельскохозяйственную продукцию с 8 до 20%, наконец-то массово продемонстрировали своё несогласие с политикой государства в области сельского хозяйства. К сожалению, в озвученных заявлениях, «подработанных» крупными производителями и их лоббистами, декларировались требования весьма далёкие от действительных проблем не только для абсолютного большинства аграриев, но и, практически, всего населения страны.
 
Прежде всего, по данным официальной статистики три четверти мелких производителей Молдовы из года в год не получают прибыль. Но, несмотря на сей удручающий факт, с этих «бедолаг», начиная уже с текущего года, по сути, из убытков принялись взыскивать налог с продаж в размере 3% с оборота. Как говорится, рубаху сдирают вместе со шкурой. (В России, например, есть право на альтернативу: по собственному выбору платишь налог на прибыль или налог с продаж.) Тем не менее, представители властных структур любят много рассуждать о том, какая всеобъемлющая финансовая помощь оказывается сельхозпроизводителям. Но при этом не уточняются её, фактически, мизерные размеры и куцый поимённый список близких «к телу».
 
Общеизвестно, что акциз, как косвенный налог, взимается с предметов роскоши, элитарных продуктов, алкогольных напитков и табачных изделий. Он может иметь и целевое предназначение для аккумулирования денежных средств, например, в дорожный фонд. Вот только непонятно, какое отношение ко всему перечисленному, включая и дорожный фонд, имеют молдавские фермеры, когда на своих тракторах пашут, обрабатывают насаждения и посевы, убирают выращенный урожай? А ведь им за каждую тонну заправленной в трактор солярки приходится дополнительно выкладывать не только 1200 леев акциза, но и 20% НДС, накрученные на этот, язык не поворачивается сказать, налог, то есть всего 1440 леев!
 
И это реальная поддержка местного производителя, делающего конкурентоспособным сельское хозяйство? Не иначе, как наша власть, исчерпав все остальные возможности, решила за счёт подобных поборов оторваться от «прочного» последнего места в мире по качеству национальных дорог.
 
Можно было бы и дальше перечислять многочисленные примеры подобной неустанной «заботы», в результате которой всё большее количество плодороднейших земель становятся заброшенными, а люди бегут и бегут из страны… Однако об этом в прошедших протестах почему-то не упоминалось?
 
Но вернёмся к уже утверждённой на будущий год ставке НДС в 20% и насаждаемым мифам вокруг неё.
 
Миф 1-й. Как заявляют некоторые официальные лица, данное увеличение хоть и вызовет рост цен на сельскохозяйственную продукцию, но незначительно, так как местные производители, дескать, вынуждены будут конкурировать с импортом, а он, в свою очередь, не позволит адекватно поднять розничные цены. Суть данного лукавства заключается в том, что сегодня НДС, скажем, на томаты, как на импортные, так и местные 8%, а с будущего года станет 20. Следовательно, конкуренция, в данном случае, притянута за уши и в обоих случаях покупателей ждёт неминуемая надбавка на эти пресловутые 12%!
 
Миф 2-й. Протестующих якобы устроит компромисс, если в бюджет сразу будет перечисляться не вся сумма НДС в 20%, а только 8, так как остальные 12% всё равно должны возвращаться производителю.
 
Вроде бы логично, ибо широко известна муторная и зачастую безуспешная практика выбивания денег у Минфина. Одно дело, когда у тебя сильные бухгалтерия и юридическая служба, и совсем другое, когда ты живёшь в деревне, бухгалтер приходящий, а услуги юристов просто не по карману. К тому же, а есть ли у сельхозпроизводителя вообще время бегать в райцентр или в столицу по многократно переносимым по срокам судебным заседаниям, к тому же ещё и в трёх инстанциях? Да и «сладкоречивые» обещания властей вернуть положенное в течение одного месяца скорее иллюзорны, так как нашему правительству ещё предстоит разработать механизм этого действа. Исходя из имеющейся практики, можно быть уверенным, что к концу года мы получим еще одну «безупречную» коррупционную схему по выбиванию взяток из аграриев.
 
Но при всём безудержном и распрекрасном словоблудии забалтывается принципиально важная дилемма: какое отношение к возврату НДС имеют мелкие фермеры, в распоряжении которых до10 га земли, а также производители сельскохозяйственной продукции на приусадебных участках? А ведь первые возделывают 25% сельхозугодий страны, а вторые – 14,2%!
 
Если проанализировать финансовые результаты фермеров, то в прошедшем, достаточно успешном году, они получили с 1 га денежной выручки около 7 тыс. леев. Таким образом, их годовые продажи в среднем не превысили 70 тыс. леев. Но, чтобы стать плательщиком НДС, а соответственно и получить декларируемое право на его частичный возврат, надо же иметь доход более 100 тыс. леев!
 
А сколько же всего сельскохозяйственной продукции производится на приусадебных участках и в мелких фермерских хозяйствах? Если опять же вернуться к итогам прошлого года, то в масштабах всей Молдовы это 55,9% зерновых и зернобобовых, 23,2 подсолнечника, 81,9 картофеля, 82,1 овощей открытого грунта, 96,9 бахчёвых, 59 фруктов и ягод, 77,7% винограда. Большая часть продуктов животноводства вообще поступает только от населения. Так скота и птицы на убой в живом весе 72,2%, молока 97,3, яиц 65,7, шерсти 98,4%!
 
Так для кого и для чего тогда была задумана эта очередная псевдореформа по якобы поддержке национального сельхозпроизводителя и кто же от неё в итоге выиграет?
 
И во имя чего же был организован прошедший массовый протест и кто окажется в плюсах от возможного «компромисса» обозначенного в начале статьи?
 
В наибольшем выигрыше, разумеется, окажется казна в лице Министерства финансов, получив свои 20%, независимо от источника поставки продукции, будь то местная компания или же зарубежная. Тем более, что Молдова уже стала нетто импортером продовольствия и за турецкие огурцы, и не только, в государственный бюджет теперь будет поступать в 2,5 раза больше, чем прежде. Да и возвращать зарубежным производителям, естественно, ничего не нужно! Большинству местных производителей от этого жирного пирога также ничего не достанется, так как они не являются и априори не могут стать плательщиками НДС. А «свои» 20% Минфин по полной получит с предприятий розничной торговли, общественного питания и перерабатывающей промышленности. Они-то, в свою очередь, неукоснительно взыщут НДС с конечного потребителя, то есть с населения.
 
Для переработчиков сельскохозяйственного сырья, как и у торговых предприятий, реализующих продукцию в свежем виде, в части финансовых результатов, практически, всё останется по-прежнему. Они однозначно сформулируют новые условие закупки: «Продукция без налоговой накладной на НДС, принимается на 20% дешевле!»
 
Крупные производители сельхозпродукции имеют реальный шанс всё же получить свои 12% возврата от НДС и на эту сумму сформировать конкурентные преимущества перед мелкими производителями. А под отстаивание этого права в качестве «пушечного мяса» и дальше будут подниматься в «бой» за «правое дело» затурканные фермеры.
 
Продолжение здесь:
http://www.arch.actualitati.md/melkie-fermeryi-pushechnoe-myaso-dlya-krupnyih-latifundistov/
0