673

Феномен «Епископа Маркела»

 Последние дни я много думал о епископе Бэлцком и Фэлештском Маркеле. Несмотря на то, что епископ какое-то время не появлялся на первом плане публичных мероприятий, последствия его «бурной» деятельности видны повсюду и во всем. Возможно, я ошибаюсь в этих оценках, но мои высказывания основаны на событиях и доводах, которые я попытаюсь изложить ниже.
 
Изначально хочу внести уточнение: не знаю, как другие, но я считаю епископа Маркела скорее всего политиком, чем представителем духовенства. У него есть все необходимые качества для успешного политика: врожденный талант оратора, навыки хорошего манипулятора, способности мобилизовать массы, наличие сильного чувства реальности, ловкость, способность извлечь максимум дивидендов для себя из любой ситуации и проч. Кампании, начатые епископом Маркелом против легализации исламистского культа в Молдове, против закона об антидискриминации, да и другие кампании оказались успешными, а их воздействие может вызвать зависть у любого политика. В отличие от многих отечественных политических деятелей, епископу удается задавать тон событиям, даже когда они находятся на втором плане. Поэтому я и утверждал выше, что «рука» епископа видна повсеместно.
Во-первых, следовало бы отметить кампанию по поддержке закона против дискриминации, которую проводит в последние дни молдавская диаспора за рубежом. Если бы не было Маркела с его шумными мероприятиями против этого закона, который отнюдь не столь опасен, как описывают его оппоненты, то и некоторые политики не стали бы так сильно противостоять ему, следовательно, и диаспора не посчитала бы нужным вмешаться. Ни для кого не секрет, что протесты адептов Маркела оказали давление на политиков, многие из которых просто-напросто опасаются, что проклятия епископа могут «разогнать» их избирателей. В результате некоторые политики, которые даже не интересовались законом против дискриминации, начали беспокоиться «о нравственном здоровье общества». Как в 2009 г. диаспора должна была вмешаться в решающий момент, чтобы придать Республике Молдова демократичный характер развития, то же самое происходит и сейчас. В какой-то мере диаспора является своего рода машинистом, который возвращает поезд на правильный железнодорожный путь каждый раз, когда тот сходит на побочные пути.
Во-вторых, фигуру епископа Маркела можно было увидеть и за посланием примара столицы Дорина Киртоакэ, который, комментируя ситуацию, связанную с родительским днем, прямо потребовал, чтобы священники не проводили службу на каждой могиле, а отслужили одну-единственную панихиду по всем усопшим. Высказывание примара прошло незаметно, хотя, надо искренно признать, что указания священникам, какие им проводить службы, является самым прямым вмешательством в церковные дела. Ну, а почему же примару не вмешаться в церковные дела, если такие представители духовенства, как епископ Маркел, напрямую вмешиваются в политику? Не Дорин Киртоакэ первым позволил себе перейти невидимую границу между политикой и церковью, а Маркел. Люди поэтому и не реагируют на вмешательство церкви в политику и наоборот, потому что эскапады епископа Маркела разрушили демаркационную линию между этими различными мирами, и то, что еще вчера казалось недопустимым, сегодня стало нормой.
«Руку» епископа можно было увидеть и в акции группы церковнослужителей, которые на этой неделе начали настоящую кампанию против информационных технологий. В известной мере, пример Маркела оказался заразительным, и между церковнослужителями началось настоящее состязание, кто из них нанесет большее публичное оскорбление властям и помешает развитию страны, представляя это как большую услугу на алтарь веры.
И все-таки на этой неделе имело место событие, которое задиристый епископ, осознанно или нет, обошел своим вниманием, хотя кое-кто был уверен, что Маркел не упустит случая добавить малость пиара себе. Речь идет о прибыли в Молдову нового посла Российской Федерации, мусульманина по вероисповеданию. Ранее Маркел развернул широкую кампанию против ислама в Молдове. Известно, что российский посол в Молдове, независимо от имени, постоянно является отправной точкой для почти одной трети граждан Республики Молдова, которые, к слову сказать, в большинстве своем православные христиане. На этот раз, однако, Маркел не увидел «опасности для вековой веры нашего народа». Ну, и хорошо, что не увидел. Нам сейчас только этого и не хватало – церковно-дипломатического скандала.
Тем не менее, этот случай заставил кое-кого серьезно задуматься над сущностью действий епископа Бэлцкого и Фэлештского Маркела. В кулуарах поговаривают, что епископ реагирует только в том случае, когда это отвечает его интересам и что за каждым его публичным выступлением стоит холодный расчет. В данном случае епископ, видимо, посчитал, что нападки на посла дискредитировали бы его в глазах русской патриархии, и не известно еще, какие могут быть последствия.
Так или иначе, фигура и поведение епископа Маркела могут стать предметом серьезного исследования. Если хотите, он – уникальное социальное явление в своем роде, и журналистам, социологам, политологам, другого рода исследователям не следовало бы упустить случая его исследовать. Нет сомнений в том, что результаты этих исследований найдут свое достойное место в профильной литературе.
Думитру Спэтару
0