758

The Financial Times критикует чистый капитализм

        Вот уже более трех недель глашатай умного капитализма, британская газета The Financial Times проводит смотр состояния рыночной экономики. Обозреватели, экономисты, политическое деятели и предприниматели со всего мира ведут споры на ее страницах. Озаглавлен этот длинный цикл статей был следующим образом: «Капитализм в кризисе».
       То же самое, как если бы ватиканская газета l'Osservatore romano опубликовала критику католической церкви. Потому что общее мнение экспертов звучит довольно жестко, и его можно свести к такому нелицеприятному выводу: унаследованная из 1980-х годов формула ультралиберального и нерегулируемого капитализма больше не работает. Эти слова похожи на заявления Франсуа Олланда (François Hollande), однако появились они в одной из крупнейших газет международных деловых кругов. 
       От рыночной экономики в ее современной версии нужно будет отказаться. «Она оказалась не только нестабильной, но еще и в значительной мере несправедливой», - говорится в открывшей цикл редакционной статье. Как рассказывает бывший глава американского казначейства Лоуренс Саммерс (Lawrence Summers), в США, то есть стране, которая призвана воплощать в себе высшие достижения капитализма, он теряет доверие населения: по данным недавнего опроса, лишь 50% граждан страны все еще отзываются о нем в позитивном ключе. Капитализм стал символом завышенных зарплат финансистов, анемичного экономического роста и высокой структурной безработицы. 
       Главным моментом в обвинительном заключении The Financial Times стал следующий вывод: капитализм оказался в кризисе, так как является главным источником неравенства. Он не стоит на защите моральных ценностей, а, наоборот, представляет собой лучшую из известных систем по производству богатства.
      Последние 30 лет неравенство в Америке и Европе ощущается все сильнее. До такой степени, пишет The Financial Times, что начинает представлять угрозу для нашей демократии и построенного на консенсусе общества, которое опирается на преобладающий средний класс. В США в настоящий момент просматривается сильнейшее неравенство в доходах за почти что целый век. Находивший недавно проездом в Париже политолог Норман Орнштейн (Norman Ornstein) отметил, что нынешняя структура доходов в США характерна для стран третьего мира. С 1980 года состояние 1% наиболее богатых американцев увеличилось на 300%. 
      Главным объектом вызванного неравенством гнева стали «финансисты». Их незаслуженные, как часто говорят, богатства, не имеют ничего общего с доходами предприятий. Это барыши верхушки финансового сектора, который накачан спекуляционными амфетаминами и разросся сверх всякой меры. Одна из его главных задач - финансировать задолженность среднего класса, который в нынешнюю эпоху глобализации способен сохранить уровень жизни лишь с помощью займов. Злодей - это глава банка Goldman Sachs Ллойд Бланкштейн (Lloyd Blankstein), а герой - основатель Apple Стив Джобс (Steve Jobs). 
       Капитализм - это последовательность кризисов. «Его успех связан не с тем, что он всегда остается прежним, а с тем, что он постоянно меняется», - пишет The Financial Times. Газета также упоминает о трех приоритетных реформах, которые нужны, чтобы выйти за пределы унаследованной с 1980-х годов модели (редакционная статья от 27 декабря 2011 года).

      Нужно регламентировать и ужать чрезмерно разросшийся и поэтому неконтролируемый финансовый сектор. Нужно реформировать систему руководства предприятиями, которая отдает предпочтение краткосрочной стратегии, а также скорейшей и как можно более высокой монетизации капитала (именно она возвела в абсолют акционерную стоимость компании). Нужно пересмотреть систему налоговых льгот, которая тут и там позволяла богатым платить все меньше и меньше налогов. 

      В этом триптихе прослеживаются параллели с речью Франсуа Олланда в ле Бурже. Но на страницах The Financial Times он, возможно, получает даже больше веса, чем в заявлениях кандидата в президенты Франции.
0