548

За гонор Ирана заплатит Россия


Предположение о том, что нефтяное эмбарго ЕС в отношении Ирана приведет к резкому росту мировых цен на нефть, похоже, далеко от реальности. 
 
По крайней мере, США готовы предпринять все возможные действия, чтобы не допустить подобного развития событий.
 
Выступая во вторник вечером с посланием к Конгрессу, Барак Обама заявил о начале бурения более чем на 75% нефтяных и газовых месторождений на американском шельфе: "В течение последних трех лет мы разрешили бурение на миллионах акров нефтяных и газовых месторождений, и сегодня вечером я даю указание своей администрации открыть более 75% наших потенциальных шельфовых ресурсов".
 
Целью такого шага является снижение зависимости США от иностранных энергоресурсов и увеличение количества рабочих мест. "Но одной нефти недостаточно. Нашей стране нужна единая всеобъемлющая стратегия, которая позволит развить все источники энергии в США. Эта стратегия будет способствовать чистоте окружающей среды, удешевлению энергоресурсов и созданию новых рабочих мест", – подчеркнул Обама.
 
Политика консервации собственных энергоресурсов проводится американскими властями со средины прошлого века, и ею во многом было обусловлено формирование мирового нефтяного рынка в его нынешнем виде. По сей день основные тенденции на нем задаются несколькими крупнейшими потребителями (США, Китай, Индия, страны ЕС) и поставщиками (Саудовская Аравия, Россия, Норвегия, Иран). Исключение любого элемента из этих двух групп чревато дестабилизацией ситуации на рынке, ведущей к резкому изменению котировок. Так, в 80-е гг. прошлого века сговор ближневосточных поставщиков во главе с Саудовской Аравией привел к обрушению мировых цен, что послужило одной из причин экономического краха СССР, не способного конкурировать на нефтяном рынке при низких ценах.
 
В случае расконсервации 75% месторождений на американском шельфе Америка через какое-то время может расстаться со статусом крупнейшего импортера нефти со всеми вытекающими из этого последствиями для мирового рынка. Совсем недавно США схожим образом полностью решили для себя другой энергетический вопрос – газовый. В 2010 г. они обогнали Россию по производству газа благодаря технологии извлечения его из сланцевых пород.
При таком положении дел заявление Обамы может в значительной степени компенсировать влияние "иранского фактора" еще до начала разработки шельфовых запасов.
 
Что касается стран ЕС, которые в понедельник одобрили введение нефтяного эмбарго в отношении Ирана с 1 июля, им придется искать альтернативные источники поставок. Впрочем, здесь тоже пока не видится особых проблем: Саудовская Аравия уже сообщила об увеличении добычи на 2 млн баррелей в день.
 
Таким образом, санкции в отношении Ирана вряд ли способны повлечь за собой резкий рост цен на нефть на мировом рынке.
 
Это обстоятельство ухудшает ближайшие экономические перспективы России, для которой цены выше $100 за баррель являются необходимым условием поддержания экономического роста и уровня бюджетных расходов. Предполагалось, что рост цен, связанный с обострением ситуации вокруг Ирана, поможет стране пройти сложный период, приходящийся на 2012 – 2013 годы. Однако, будет ли иметь место этот резкий рост, сегодня сказать достаточно трудно. В любом случае, о повторении нефтяного кризиса 1973 – 1974 гг., вызванного резким снижением предложения черного золота арабскими странами, сегодня говорить не приходится.
 
Реальное обострение ситуации возможно лишь в случае начала военных действий в Персидском заливе. Если недовольный эмбарго Тегеран решится-таки на перекрытие Ормузского пролива, рынок в одночасье лишится нефти не только из самого Ирана, но и из ряда других стран Залива, включая Саудовскую Аравию.
 
Впрочем, реализация такого сценария под большим вопросом. Блокада Ормузского пролива, не говоря уже о развязывании военных действий, для Ирана равносильна самоубийству. Он не имеет реальных возможностей удерживать блокаду военным путем и, к тому же, рискует навлечь на себя всю мощь удара не только Запада, но и ближайших соседей из арабских стран. Война в Заливе неизбежно приведет к падению правящего режима, и это в Тегеране прекрасно осознают. Вдобавок, нефтяное эмбарго со стороны западных стран не способно подорвать экономику ИРИ. Основными потребителями иранской нефти являются страны Юго-Восточной Азии, и в случае закрытия европейского рынка они без труда возьмут на себя его долю (порядка 20%).
Посему бытующие на рынке опасения насчет роста цен до $200 за баррель вряд ли будут реализованы. Даже если предположить, что военный сценарий все-таки будет иметь место, период высоких цен окажется сравнительно недолгим. Судя по опыту США 1988 г., разблокирование Ормузского пролива не станет непосильной задачей и не займет много времени. В результате цена барреля довольно быстро вернется к текущим уровням, а возможно, и снизится. Вместе с объявленным началом расконсервации американских месторождений все это в перспективе может означать начало снижения нынешнего уровня мировых нефтяных цен. Со всеми вытекающими последствиями для России.
 
point.md
0