484

Мариан Лупу: «Два года мы были свидетелями причуд»



После интервью Владимира Филата (опубликовано в «Панораме», №103 от 18 октября) в атаку пошел и.о. президента, спикер парламента, председатель Демпартии Мариан Лупу.

В своем интервью-реплике агентству «Инфотаг» Лупу рассказал о том, как демократы надеются сохранить правящую коалицию, что будет в случае формирования красно-зеленого альянса, как можно провести перестановки в правительстве, а также почему демократы «цепляются» за сохранение Валериу Зубко в должности генерального прокурора. 



– После событий последних дней можно говорить о шансах на дальнейшее существование Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ)?

– Жизнь продолжается и после того, как на тебя нападает партнер по коалиции. Сейчас мы находимся в АЕИ-2, преобразовавшемся после первого альянса в результате досрочных парламентских выборов. Важно, чтобы вопреки проявлениям политической заносчивости сохранялся шанс демократической и проевропейской власти в РМ. Компрометация курса развития страны –  большой риск, вызванный маневрами Владимира Филата, у которого эгоистические цели, чуждые интересам граждан. 

АЕИ-2 еще существует де-юре, несмотря на удар, нанесенный в спину лидером ЛДПМ и его сторонниками из ПКРМ. Посмотрим, как будут развиваться события в дальнейшем, но ДПМ будет защищать именно демократическое правление, каким бы ни было политическое окружение.

– Что должна предпринять каждая из партий АЕИ для сохранения коалиции?

– Вернуться к основам Альянса за европейскую интеграцию – к цели обеспечения демократического управления страной в интересах ее граждан. ЛДПМ, которая отреклась от обязательств и проявила солидарность с требованиями ПКРМ, должна перестроиться, чтобы обеспечить это партнерство. Мы должны прозрачно и на основе доброй воли оценить ситуацию в АЕИ и процесс правления страной. 

– Как вы оцениваете намерения премьера Филата провести кадровые перестановки в правительстве? 

– Это дело обычное, если перемены вызваны обоснованными обстоятельствами и согласованы в рамках альянса. Но до сих пор нам не представлены обоснованные мотивы, а лишь политиканствующие, но необоснованные заявления на публику. Их сделал премьер Филат, исходя из эгоистических политических интересов, чтобы скомпрометировать имидж остальных составных частей АЕИ. Это некрасиво. У ДПМ тоже много замечаний по поводу того, как руководят правительством, как функционируют главные учреждения, ответственные за сбор и использование публичных денег. Они подлежат обсуждению в альянсе и будут приняты решения. Но на рискованные решения я не пойду. Два года мы были свидетелями причуд на самом высоком уровне, но теперь я проявлю больше решительности.

– Вправе ли премьер требовать отставки генерального прокурора  и председателя Национальной комиссии по финансовому рынку (НКФР), которые подконтрольны парламенту?

– Руководители всех учреждений, в том числе назначенные парламентом, могут быть сняты с должности только по предложению депутатов или фракций при представлении проекта решения парламента. По этому пути следовало пойти премьеру – обратиться к фракции ЛДПМ или другой партии. При разделении властей в государстве, а этот принцип провозглашен Конституцией РМ, непосредственное обращение премьера к парламенту, а также его тон – прямое вмешательство исполнительной власти в законодательную власть.

Требование Филата – это выражение его желаний, и только, поскольку у него нет аргументов. Он представил слабый доклад, в котором при изъятии эпитетов, предположений и впечатлений мало что остается. К сожалению, премьер оказался довольно поверхностным в анализе такого явления, как злоупотребления против некоторых стратегических предприятий Молдовы, ведь тема банков – всего лишь часть в этом контексте. Считаю, что он сам несет огромную ответственность за случившееся. Возможно, отсюда и его желание обвинять другие учреждения, вмешиваться в деятельность разных госорганов.

– Рационально, чтобы генеральный прокурор, главы НКФР, СИБ были вызваны на слушания в парламент до отставки для представления своей точки зрения на рейдерские атаки? Почему парламент не делает этого?

– Эти официальные лица несут определенную ответственность, по которой должны отчитываться, согласно предусмотренным законом процедурам, в частности, в нынешней обстановке, когда ставятся под сомнение их эффективность и корректность. Ведь даже осужденному дают право на последнее слово в свою защиту. Впрочем, все эти три чиновника были заслушаны в парламентских комиссиях в связи с атаками на банки, и представленные ими данные намного убедительнее, чем доклад премьера. Глава СИБ уже отстранен от должности, председатель НКФР подал заявление об отставке. Что касается генерального прокурора, то законных причин для его увольнения нет, и думаю, что лучше бы ему представить емкий отчет о работе учреждения, а также свою оценку законности деятельности других учреждений РМ.

–  Почему премьер заявил об отставках именно сейчас? С чем это связано?

– Это корыстные политические интересы, основанные на высокомерии к партнерам по АЕИ. Он стремится получить неограниченную власть в стране. Почему сейчас? Потому что мы на пределе по срокам выборов президента, а лидер ЛДПМ стремится под разными уловками занять этот пост. Филат боится упустить момент и очутиться в ситуации, когда новый президент принизит его авторитет. Именно поведение лидера ЛДПМ – первая и самая большая проблема в избрании президента. 

– Как вы поступите в случае возникновения коалиции ПКРМ– ЛДПМ? 

– Существует ряд сценариев по этой ситуации, и, надеюсь, нам удастся предотвратить «чудовищную коалицию». Если Филат аннулирует положения Соглашения о создании АЕИ, если изменит и навяжет другие правила игры, то нам тоже придется сменить тактику. Может случиться, что ДПМ окажется в оппозиции при формировании зелено-красной коалиции. В этой обстановке многим членам других партий, у которых есть принципы, придется принять новые решения. Ясно, что в любых обстоятельствах ДПМ будет последовательна в продвижении демократии и европейской интеграции РМ. 
 
pan.md

0