415

АЕИ не спасет Киртоакэ

Кандидат-либерал в роли проевропейского «сына полка» правящей коалиции

Первый тур всеобщих местных выборов подтвердил баланс политических сил, сформировавшийся на общенациональном уровне после прошлогодних парламентских выборов, но внес существенные изменения в расклад сил в конкретных населенных пунктах, в районах и столице.

Выборы в цифрах: регионы

Сравнительные результаты парламентских выборов 5 апреля и 29 июля 2009 года, 28 ноября 2010 года и выборов в муниципальные и районные советы 5 июня 2011 года можно увидеть в представленной ниже таблице. 

Эти данные показывают, что как Партия коммунистов, так и партии Альянса за европейскую интеграцию получили на местных выборах меньше голосов, чем на парламентских, но общее соотношение сил между властью и оппозицией сохранилось — 60% на 40%. При этом по конкретным регионам ПКРМ существенно потеснила партии Альянса.

В первом туре было избрано 645 из 898 примаров. Каждый третий из них — представитель ПКРМ, каждый пятый представляет ЛДПМ, такой же показатель у ЛП, каждый седьмой избранный примар — от ДП. 

Три из 10 городских и сельских советников — коммунисты, каждый четвертый — либерал-демократ, каждый пятый — демократ, каждый десятый — либерал.

На выборах в муниципальные и районные советы, которые наиболее близки по своему характеру к парламентским выборам, ПКРМ получила 36,9% голосов, ЛДПМ — 25,28%, ДПМ — 18,82%, ЛП — 11,86%.

ПКРМ получила абсолютное большинство в муниципальных советах Кишинева и Бельц, в советах шести районов и 18 райцентров, в ряде других крупных населенных пунктов, таких как Атаки и Липканы. Партии АЕИ смогут сформировать большинство в 26 районных советах.

В целом, каждая из парламентских партий может считать местные выборы удачными для себя.

ПКРМ заметно укрепила свои позиции во многих регионах, впервые получила большинство в Кишиневском муниципальном совете (КМС) и рассчитывает на победу своего кандидата Игоря Додона во втором туре выборов генерального примара столицы.

Для ЛДПМ это был первый опыт местных выборов, и партия премьер-министра Влада Филата подтвердила свой статус второй по величине партии в Молдове. При этом выборы в Кишиневе стали для ЛДПМ настоящим фиаско. Партия вынуждена была снять своего кандидата на пост генпримара Виктора Бодю, а количество голосов, полученных ЛДПМ на выборах в КМС, в 2,5 раза меньше, чем партия получила в столице на последних парламентских выборах.

Демократическая партия в целом по стране на местных выборах получила больше голосов, чем на парламентских выборах, хотя Кишинев для ДПМ стал еще большим Ватерлоо, чем для ЛДПМ.

Либеральная партия, которая также улучшила свой общий результат по сравнению с парламентскими выборами, особенно ярко блеснула именно в столице. ЛП получила вторую по величине фракцию в КМС, а действующий генпримар Дорин Киртоакэ рассчитывает победить во втором туре и сохранить свой пост.


Выборы в цифрах: Кишинев

Хотя борьба в регионах очень важна, всеобщее внимание все-таки приковано к столице, где столкновение ПКРМ и АЕИ приняло знаковый характер. Пока в этом поединке АЕИ проигрывает. 

В выборах КМС приняло участие 344 866 избирателей, в выборах генпримара — 345 801 избиратель. На парламентские выборы 28 ноября 2010 года вышло 431 893 кишиневца.

На выборах в КМС за ПКРМ проголосовало 159 003 избирателя (46,11%), что дало этой партии большинство в 26 из 51 советника. За ЛП проголосовало 109 744 избирателя (31,82%), за ЛДПМ — 48 230 человек (13,99%), ДПМ получила 10 792 голоса (3,13%). За остальных участников гонки, оставшихся за бортом совета, проголосовало 17 097 избирателей.

5 июня за ПКРМ проголосовало на 14 567 кишиневцев меньше, чем на последних выборах в парламент, за ЛДПМ — на 74 615 человек меньше.  ДПМ потеряла в Кишиневе 24 577 голосов, зато ЛП прибавила 40 478 голосов. На местных выборах партии АЕИ в целом получили в Кишиневе на 58 714 голосов меньше, чем на парламентских.

Выборы генпримара Кишинева разделили кишиневский электорат на две почти равные половины. Кандидат ПКРМ Игорь Додон получил 166 232 голоса (48,07%), его соперник Дорин Киртоакэ — 160 827 голосов (46,51%). Всего 9894 избирателя (2,85%) проголосовали за других кандидатов.


АЕИ пошел ва-банк

Хотя во втором туре местных выборов, который состоится 19 июня, предстоит избрать еще 253 примара по всей Молдове, главное внимание не только граждан нашей страны, но и весьма пристрастных наблюдателей далеко за ее пределами, приковано к выборам генпримара Кишинева.

Лидеры АЕИ заявили об общей поддержке Киртоакэ во втором туре с целью не допустить победы Додона. На мой взгляд, АЕИ уже не спасет Киртоакэ. Он сам исчерпал все свои резервы, а ЛДПМ и ДПМ не дадут  ему никаких подкреплений. 

Поддержка кандидата ЛП приводит к радикализации всего АЕИ. Две более умеренные партии АЕИ пошли ва-банк, открыто поддержав крайне правого Киртоакэ и тем самым подвергая себя риску быть утянутыми на дно вместе с Киртоакэ.

На первый взгляд, АЕИ делает логичный расчет на то, что те почти 60 тысяч избирателей, которые голосовали за партии правящей коалиции на парламентских выборах, но не голосовали за Киртоакэ на выборах генпримара, перед вторым туром прозреют, осознают всю важность победы над коммунистами и исполнят свой гражданский долг, придя на избирательные участки. Но это не более чем благие пожелания, которыми известно куда выстлана дорога.

В первом туре Кишинев и так дал крайне высокую явку. Столько избирателей на местные выборы в столице не выходило никогда за всю историю таких выборов. Столица «выжата», как лимон. Во втором туре число избирателей, пришедших на выборы, может только уменьшиться. И произойдет это, скорее всего, не за счет избирателей ПКРМ.


Правей, еще правее

Заявления Мариана Лупу и Влада Филата о поддержке Киртоакэ во втором туре не дадут автоматического роста явки и, соответственно, показателей кандидата ЛП по целому ряду причин. Вот лишь некоторые из них.

Первое. Партии, входящие в АЕИ, слишком разные, и их избиратели часто придерживаются противоположных политических взглядов.

Киртоакэ, его дядя Михай Гимпу и их ЛП — политики крайне правые, либерал-демократы — правоцентристские, демократы — левоцентристские. Сегодня Гимпу с Киртоакэ тянут весь Альянс вправо. Но это не означает, что туда же пойдет и электорат ЛДПМ и ДПМ. Более того, существует вероятность, что центр, оставленный ЛДПМ и ДПМ, пошедшими за Киртоакэ, будет занят Додоном.

Не менее трети избирателей ЛДПМ и не менее половины избирателей ДПМ за Киртоакэ никогда голосовать не станут. 

То, что избиратели ДПМ готовы голосовать за Додона, признал сам Лупу. Лидеры ДПМ относятся к своим избирателям как к стаду баранов, которое сначала увели от Додона к Булиге, а теперь хотят привести к Киртоакэ. Очевидно, что не все сторонники ДПМ готовы выступать в такой роли.

Адепты ЛДПМ и ДПМ, пожелавшие поддержать Киртоакэ, сделали это в первом туре. Те, кому нравятся Филат или Лупу, но не нравится Киртоакэ, не пришли на выборы 5 июня, и тем более они не придут на второй тур 19 июня.

Второе. В пригородах многие избиратели шли голосовать за свои местные советы и примаров. Попутно они голосовали и за Киртоакэ. Не факт, что эти люди пойдут на второй тур, чтобы специально проголосовать за Киртоакэ.

Третье. Киртоакэ выступает с воинственным посланием, которое многих людей просто пугает. Точно так же, как в 2009 году коммунисты призывали непонятно от каких врагов «Защитить нашу Родину!», сегодня Киртоакэ зовет всех на последний крестовый поход против «коммунизма и диктатуры». Но люди устали от политических войн. В реальной жизни они не видят никаких коммунизма и диктатуры. Многие не понимают, о чем вообще говорит Киртоакэ. Людям надоели непрекращающееся противостояние партий, раскол в обществе, дурдом с бесконечными выборами и порождаемые  всем этим перманентная политическая нестабильность, хаос, отсутствие развития, бедность. 

Четвертое. Попытки АЕИ вновь возбудить молодежь бесперспективны. 7 апреля 2009 года лидеры будущего АЕИ заключили с молодежью сделку: вы помогаете нам прийти к власти, мы помогаем вам свободно ездить в Европу. Молодежь привела АЕИ к власти и уезжает в Европу. Сделка закрыта. Желание лидеров АЕИ заставить молодежь заплатить еще раз по старому счету не встречает у нее взаимности. 

Пятое. Резервы есть и у ПКРМ, избиратель которой гораздо более дисциплинирован, чем разношерстный избиратель АЕИ. Если Додон может рассчитывать на часть голосов либерал-демократов и демократов, то Киртоакэ точно не может рассчитывать на голоса коммунистов.

Шестое. Люди не дураки, и они видят, что лидеры АЕИ вынуждены поддерживать Киртоакэ скрепя зубы, поневоле, потому, что у них нет другого выхода. Эти лидеры ругались между собой два года, и продолжают ругаться и сегодня, за десять дней до второго тура местных выборов. Они пытаются делать хорошую мину при плохой игре, заявляя о том, что они едины в своей поддержке Киртоакэ. Это напоминает брак по расчету, в котором муж и жена давно не могут друг друга терпеть, но формально продолжают сожительствовать «ради детей». То, что лидеры АЕИ, которые друг друга просто ненавидят, не «разводятся» ради «европейской интеграции» и Киртоакэ, который вдруг стал символом этого курса, вызывает у большинства людей чувство брезгливости. Киртоакэ в роли проевропейского «сына полка» АЕИ — это, конечно, смешно.

Седьмое, наверное, самое важное. У Киртоакэ сильный соперник, который пока что обыгрывает его.


Спокойствие против истерии

Киртоакэ и те, кто его поддерживают, делают ставку на «нагнетуху». Они пытаются еще больше, до максимума, поляризовать общество, возбудить своих сторонников на священную войну против коммунизма. Все очень черно-белое: проевропейский демократ Киртоакэ против пророссийского коммуниста Додона. Просто, как мычание.

Додон отвечает на эту истерию очень спокойно. Его послание гораздо более адекватно: Киртоакэ слишком все идеологизирует и политизирует, я же выступаю за профессионализм, за конкретные решения конкретных проблем, за сотрудничество с вменяемыми силами в АЕИ, в правительстве. «Киртоакэ ссорит и раскалывает общество — я хочу его примирить и объединить», – говорит Додон.

Образу кликушествующего истерика Киртоакэ Додон противопоставляет образ спокойного, уверенного в себе прагматика. Свою позицию молдавского государственника — позиции гражданина Румынии, униониста Киртоакэ, который уже отвез в Бухарест горшочек с бессарабской землей, а в перспективе готов присоединить к Румынии и всю бессарабскую землю. 


Антикоммунистический «евроапартеид»

Европейская и американская бюрократии не скрывают, что они не воспринимают молдавских коммунистов. В отношении ПКРМ Запад проводит своеобразную политику «антикоммунистического евроапартеида», стремясь постоянно загнать эту партию в оппозиционное гетто. И удивляется, что это никак не удается, несмотря на все давление либеральной прессы и шутов-социологов с их дурацкими экзит-поллами.

Но если сторонники евроинтеграции Молдовы из Европы повнимательнее присмотрятся к Киртоакэ и попытаются ответить на вопрос, насколько он служит делу европейской интеграции Молдовы, они многое для себя прояснят.

Даже сами некоторые западные дипломаты вынуждены признать, что политика Брюсселя и Бухареста в отношении Молдовы — это не одно и то же. Киртоакэ проводит в Молдове политику Бухареста, который, к примеру, никогда не согласится с попытками России и Германии решить на свой, не исключено, федеративный, манер, проблему Приднестровья. Уже сегодня некоторые румынские комментаторы сравнивают планы Медведева–Меркель с пактом Молотова–Риббентропа. Безусловно, против этих планов выступает и Киртоакэ.


Сколько веревочке ни виться...

Как бы ни закончился второй тур местных выборов, очевидно, что они лишь прибавили ПКРМ куража в стремлении спровоцировать внеочередные парламентские выборы.

Депутаты от ПКРМ никогда не проголосуют за кандидатуру Мариана Лупу на пост президента. А другого кандидата у АЕИ нет. Лидеры АЕИ будут искать еще какие-то «тузы в рукаве», но это уже будет чистой воды шулерство.

Сколько бы веревочке ни виться, все равно придется идти на новые выборы в парламент, которые, как подтверждают итоги местных выборов, мало что изменят в раскладе сил. Новый парламент будет очень сильно похож на старый. Весьма вероятно, что и новый парламент тоже зайдет в тупик, и наши политики еще раз погонят электорат на очередные внеочередные, неизвестно какие по счету  выборы... А потом еще... И еще... Демократия, однако. И так будет до тех пор, пока эти политики не научатся друг с другом договариваться. Судя по тому, что происходит сегодня, они не научатся этому никогда.

Дмитрий Чубашенко
 
pan.md

0