НЕ СПАТЬ! Частная собственность акционеров в опасности, или Для кого расчищается площадка национального рынка капитала?
В ближайшее время исполнится 20 лет существования фондового рынка в нашей стране. Это очень специфический рынок. Он до сих пор непонятен широким слоям населения, которые в одночасье из страны "пионерии" переместились в страну "акционерию" благодаря боновой приватизации. Когда-то, в лихие 90-е годы, я непосредственно осуществлял свою деятельность на национальном фондовом рынке. Было все ново, очень интересно и притягательно. На рынке как грибы в лесу появлялись его участники: эмитенты (акционерные общества), профессиональные участники (биржа, брокеры, независимые регистраторы, инвестиционные фонды и.т.д.) и первые инвесторы (в основном боновкладчики). Деятельность на рынке бурлила. Рынок процветал.
Спустя 15 лет решил узнать, а что сейчас происходит? Что нового, хорошего? Для этого на сайте Национальной комиссии по финансовому рынку (НКФР) просматривал информацию, статистику, законодательство, действующее и новые проекты. Больше всего мое внимание притянул законопроект о рынке капитала. Это – не просто законопроект, это целая огромная реформа всего фондового рынка. Я бы это назвал революцией. Обратился с вопросами к моим бывшим коллегам, соратникам по рынку ценных бумаг – профессиональным участникам: брокерам, независимым регистраторам, специалистам фондовой биржи и депозитария, а также к основным участникам рынка: эмитентам.
Проанализировав все услышанное и прочитанное, я был в шоке.
Фактически национальный фондовый рынок на грани уничтожения. Я подчеркиваю – национальный. Этот вывод сделан на основании цифр минимальных требований к собственному капиталу профучастников. Самая малая, из которых для первого года освоения составляет 625 тыс. евро, а самая большая для седьмого года освоения – 7,3 млн. евро. На сегодняшний день максимальная цифра данных требований составляет 1 млн. леев. Сравните приведенные цифры. Кто в нашей стране из экономических агентов может себе такое позволить? Разве что банки и то не все, так как эти вложения должны еще себя окупить.
Таким образом, мы скажем: до свидания, национальные профучастники, и здравствуйте, иностранные. Возникает вопрос: для кого расчищается "площадка"?
Теперь другой аспект. На сегодняшний день в законопроекте ни слова не сказано о независимых регистраторах, у которых ведется учет прав собственности на ценные бумаги, полученные нашими гражданами в процессе приватизации.
Получается, что наша частная собственность в виде ценных бумаг в опасности.
Только в самом конце законопроекта как-то очень стеснительно сказано о том, что акционерные общества, которые зарегистрированы на бирже, должны передать ведение реестра Национальному (или центральному) Депозитарию.
А что же делать тем акционерным обществам, реестры которых в обязательном порядке передадут в депозитарий? Ответ простой: НЕ СПАТЬ! Частная собственность ваших акционеров в опасности. Почему? Все очень просто. До сих пор вы обслуживались у своего регистратора, которого имели возможность выбрать и, при необходимости, поменять, если регистратор утратил доверие или его расценки вас не устраивали. Для акционерного общества Регистратор является доверенным юридическим лицом, которое оказывает реальную помощь в подготовке и проведении собраний акционеров, специализированной отчетности эмитентов, в подготовке дополнительной эмиссии, в вопросах реорганизации и во многих других. Для акционера регистратор является консультантом, который отвечает на вопросы о дивидендах, о наследовании ценных бумаг, о порядке оформления документов для продажи ценных бумаг, о замене паспортных данных. Регистратор является специалистом, который помогает отыскать затерявшиеся ценные бумаги и при этом регистратор не прячется за спины охранников, а непосредственно общается с акционером, что очень важно для каждого человека.
После принятия Закона о рынке капитала у акционеров и эмитентов выбора не будет. А где же защита свободной конкуренции? – спросите вы. Ответа пока нет! Агентство по защите конкуренции организовало встречу с регистраторами и с представителями руководства НКФР. Но по итогам этой встречи свою официальную позицию по поднятому вопросу о монополизации услуг по ведению реестров еще не высказало.
Кроме того, хотелось бы отметить, что и новый депозитарий, и его эмиссия уже зарегистрированы.
Что же получается? "До свидания" Национальный Депозитарий и "здравствуй" Центральный? А кто его создатель? Наверное, тот или те, кому интересны ваши реестры, информация о частной собственности в виде ценных бумаг ваших акционеров. А что еще можно предположить, если учесть что этот бизнес не очень прибыльный на нашем рынке. Об этом свидетельствует печальный финансовый результат Национального Депозитария. Интересно было бы получить ответ на вопрос: сколько будут стоить услуги по ведению реестра у депозитария, если требования только к его собственному капиталу заоблачные – от 625 тыс. до 2,5 млн. евро? Как обслуживать армию тысяч эмитентов, которая насчитывает сотни тысяч акционеров?
И еще информация к размышлению для эмитентов. С принятием законопроекта только специализированные отчеты будут вами предоставляться ежеквартально, на электронных носителях с цифровой подписью эмитента (см. сайт НКФР). Будьте готовы и морально, и материально – штрафные санкции будут европейскими.
Возникает впечатление грядущих потрясений на рынке капитала, соизмеримых с японской катастрофой, с непредсказуемыми последствиями. Не хотелось бы думать, что НКФР может оказаться в роли Фокусимы, которая из источника созидательной энергии превратилась в разрушительную силу, способную уничтожить всю сложившуюся инфраструктуру рынка.
Автор: Николай КОЗИН, Генеральный директор Capital Leasing S.R.L
noi.md