658

Латыши меняют свою страну на Россию

Мировой финансовый кризис настолько сильно ударил по Латвии, что все больше и больше ее жителей хотят сменить свое гражданство (или негражданство) на российское.

Не помогли Латвии «ляхи», то есть Евросоюз, в который страна (как и вся Прибалтика) с помпой вступила в 2005 году. Даже ее ближайшие соседи — Эстония и Литва – переживают трудности заметно легче, чем Латвия.Латвия уже назанимала у европейских стран и международных финансовых организаций 7,5 миллиардов евро. А эта сумма равняется полутора бюджетам страны. В итоге латвийские власти резко сокращают государственные расходы, Учителям, пожарным, полицейским и медсестрам сократили и без того невеликое жалование на 15%. Бизнесу тоже приходится несладко — НДС решено повысить с 18 до 21%. Ужасающими темпами растет безработица. По информации Eurostat, самый высокий уровень безработицы в Европе в сентябре зафиксирован в Латвии — 19,7%.

И таким «черным» рекордсменом Латвия является практически по всем макроэкономическим показателям. Падение ВВП – составило более 10%, отрицательное сальдо платежного баланса – 23,3% (снова первые в Европе!). Только вот от участия в операции в Афганистане не стали отказывать гордые латыши, несмотря на экономический крах.

Немудрено, что число «экономических беженцев» уже составляет 100 тысяч человек. Посольство России ускоряет процедуру выдачу красных книжиц с двуглавым орлом. Чтобы только записаться на консультацию, нужно отстоять приличную очередь. Как сообщил представитель Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ) Андрей Рябцев, число проживающих в Латвии граждан России постепенно увеличивается. Так, на 1 июля 2009 года в Латвии насчитывалось 30 тыс. 718 граждан России, имеющих вид на жительство в Латвии (число находящихся в Латвии без регистрации неизвестно). По сравнению с январем 2007 года число граждан РФ в Латвии возросло примерно на 3 тыс. человек. Между тем, как сообщает латвийское Управление натурализации, в среднем в год от латвийского гражданства отказывается около 300 человек. Так, в 2008 году их было 275, в этом ожидается примерно столько же.

Управление натурализации столкнулось и с другим феноменом: все чаще им звонят граждане Латвии — и латыши, и русские — и заявляют о своем желании в знак протеста отказаться от латвийского подданства. Правда, для, этого нужно приобрести гражданство другой страны. Так что не только русскоязычное население Латвии желает получить российские паспорта. Также многие латыши вспомнили о славном прошлом «советской оккупации». И теперь их манит не только Лондон, Дублин и Берлин в качестве места работы и проживания, но и Москва.

Все реже раздается критика латышей в адрес России и обвинения в «оккупации» и притеснении гордых балтов «тюрьмой народов». И, наоборот, чаще начинают звучать полярно-противоположные мнения. В мае этого года сотрудник одной из консалтинговых фирм Айнар Комаровскис опубликовал статью на Интернет-портале tvnet.lv, в которой заявил, что «в мире есть только один народ, который может быть к латышам бескорыстным и признавать их себе равными даже тогда, когда сами они этого не признают. Этот народ – русские». Из 96 комментариев к статье около 70 были с бранной руганью против мыслей автора, около 15 были «за», и остальные – нейтральны. Основной посыл оппонентов: «Очередная провокация по заказу России или русских», «Автор не в ладах с умом», «Куда смотрит наша Служба безопасности?», «Наверное, русские начинают предвыборную агитацию» и т. д.».

Но этой брани Комаровскис противопоставляет железную логику. В 1990 году, поясняет автор, Латвия представляла собой страну с высокоразвитым народным хозяйством, без долгов, с положительным торговым балансом, с высокой платежеспособностью и социальной защищенностью народа. Латышские дети учились на латышском языке, изучая русский язык как дополнительный. Любой латыш мог, не покидая Риги, получить фантастическое по нынешним временам образование в Институте гражданской авиации или в Мореходной академии им. Кронвальда. Нужно помнить, что все это было еще и бесплатным. «Сегодня об этом можно только мечтать, напоминает Комаровскис.— Мировой кризис поставил страну на грань банкротства».

«За 18 лет национальная власть разрушила и распродала накопленное наследие, к тому же погрязла в огромных долгах. Чтобы оправдать разрушительную политику, ориентиром развития страны была избрана ненависть к восточному соседу и к местным по-русски мыслящим жителям. Началось культурное, социальное, экономическое, политическое, правовое унижение русской общины» — поясняет Айнар Комаровскис.

«В Латвии Запад сознательно перестраивал матрицу экономики и общественного сознания так, чтобы превратить нас в «санитарный кордон» между Западом и Россией, – пишет он далее. – И до, и после войны главным архитектором в этом деле были США, хотя часто использовали другие свои подотчетные или зависимые государства, например, Великобританию, которая имела в Балтии свои интересы. Хотя государства – это всего лишь территории, а управляет геополитическими процессами мировая элита».

«Честно говоря, у меня есть ощущение, – продолжает Комаровскис, – что эти громадные займы, которые мы начали брать с прошлой осени, и есть реализация определенного сценария. Задача – вызвать недовольство населения, беспорядки, ввести особое положение и жесткое внешнее управление. Тем самым будет обеспечена преемственность антироссийской политики и устранены все риски смены курса руководства страны».

«И тогда, в 30-е годы, и теперь Латвия была разменной монетой для Запада, – делает вывод Комаровскис, – лимитрофом и рассматривалась лишь как территория, которая выполняет определенные функции. Латышам надо трезво смотреть на вещи: нас на Западе за людей не считают. Мы – инструмент для выполнения определенных целей крупных держав. Никакой другой ценности мы для них не представляем. Сейчас мы разрушили все, что приносило доходы, и без вливаний извне жить больше не можем».

«Латвия стоит на распутье, – резюмирует Айнар Комаровскис, – или здесь возьмут верх силы, которые хотят нормализации отношений с Россией, или нас ждет внешнее управление. Латвийцы будут выполнять низкоквалифицированную работу. Процесс деградации интеллекта нации уже идет полным ходом. Мы можем только торговать и что-то выращивать. Никаких серьезных производств нет, значит, не нужны специалисты, не нужны исследования для промышленности; значит, не нужна и наука. А торговля не дает прибавочной стоимости. Страна стала нежизнеспособной и неотвратимо приближается к статусу Косово».

Справка :

В Латвии еще в 2007 году был принят закон, предусматривающий наказание до шести лет тюремного заключения за распространение любых «слухов» о девальвации лата или высказываниях о финансовой системе страны. Этот закон — уникальный в истории независимой Латвии. Его жертвами стали экономист Дмитрий Смирнов, опубликовавший экспертную оценку будущего латвийской экономики и музыкант Валтерс Фриденбергс, которые были арестованы.
0