762

Коммунисты хуже националистов


В Молдове, с ее короткой новейшей историей, отягощенной межнациональными конфликтами 1990-х годов, любые темы межнациональных отношений до сих пор являются чувствительными. Именно поэтому возникает соблазн злоупотребления такой скользкой темой в своих узкополитических, корыстных целях. И именно поэтому очень мудрым кажется решение либеральной фракции Парламента Молдовы начать свою деятельность с заявления в адрес представителей национальных меньшинств страны, обеспокоенных открывающимися перспективами. И то надуманно-болезненное отношение, выказанное представителями и сторонниками ПКРМ в связи с озвученным обращением, лишний раз доказывает, что ход был правильным.

В чем были общие проблемы постсоветского пространства, которые не миновали и Молдову, начиная с конца 80-х годов прошлого века? Проблемой стало то, что политическое пробуждение произошло одновременно с национальным. Жажда демократии совпала с жаждой национального возрождения и одно стало мешать другому. В Молдове на этой почве были совершены ошибки, это факт общепризнанный.

Неким актом покаяния со стороны молдавских националистов стало то, что вопрос о предоставлении гагаузскому региону автономии решил не кто-нибудь, а Президент М. Снегур – человек, при котором молдавский народ чуть было не толкнули на акты геноцида в отношении маленького гагаузского народа. В каком-то смысле, кто проблему обострил, тот ее и решил. И это покаяние гагаузским народом принято.

С Приднестровьем все оказалось несколько сложнее, хотя есть опасение, что это явление искусственное, связанное с экономическими интересами отдельных влиятельных групп. Но, во всяком случае, и в этом вопросе достигнута некая стабилизация. От эскалации экстремизма удалось чудом уйти. Почему же в такой обстановке вновь становятся актуальными темы межнациональных взаимоотношений. Настолько актуальными, что первый же документ, принятый и обнародованный новым составом парламента, посвящен этой теме?

В этом тоже есть определенная искусственность. Дело в том, что одна партия самозвано присвоила себе роль монополиста-защитника, монопольного «опекуна» этнических меньшинств в стране. Причем исполняла она эти взятые на себя функции декларативно, лишь на словах. Подкупая избирателя, например, тем, что раздавала избирательную агитацию в том числе и на русском языке.

А реальными делами эта партия отличилась в совершенно противоположном направлении:
- Тихой сапой вычищены от русскоязычных коридоры власти. В этом направлении достигнуты значительно большие «успехи», чем при всех предшествующих «националистах» вместе взятых.
- В школах детям впаривался, вопреки Конституции, румынский язык вместо молдавского, румынская история вместо молдавской.
- При коммунистах появился скандально известный перечень специальностей, получить которые в Молдове можно только при условии свободного владения государственным языком. При этом абитуриентам не титульной нации не было предложено никакой альтернативы, никаких механизмов преодоления этих (может быть и естественных!) требований. Таким механизмом стало бы, возможно, принятие их на подготовительное отделение по избранной специальности. Учатся же как-то на незнакомом языке выходцы из стран Азии и Африки. Первый год осваивают язык и спокойно получают дальше на нем образование. Но в том-то и дело, что шлагбаум перед русскоязычными опустили именно для того, чтобы «не пущать», а значит никто и не собирался придумывать как им помочь его обойти. Решение из разряда не "за что-то, а "против" чего-то. Не "за" интересы молдаван, а "против" интересов русскоязычных. Потому что в интересах молдаван, чтобы все русскоязычные знали их язык, а не то, чтобы умные русскоязычные поступали на учебу в другой стране и там оставались из-за невозможности самореализации на своей Родине, в Молдове.

О том, каким защитником национальных меньшинств является коммунистическая партия, сполна почувствовали на себе гагаузы. И это при том, что гагаузский регион изначально был общепризнанным «красным поясом Молдовы». В благодарность за это, коммунисты за время нахождения сделали немало, чтобы урезать полномочия автономии и загнобить его руководство. Даже гуманитарную помощь в кризисный засушливый год коммунисты не пускали в Гагаузию, только бы сделать жизнь здесь как можно более невыносимой.

О «достижениях» коммунистов в области «защиты» национальных меньшинств говорилось и ранее немало, поэтому нет нужды перечислять здесь все образчики этой «отеческой опеки». Но коммунисты на удивление изворотливы. Там, где ими практически ничего не сделано хорошего, и даже наломано немало дров, они умудряются все равно спекулировать тем, что «без нас будет еще хуже»! Это примерно выглядит, как если бы хулиган, избивший прохожего, сказал бы ему: «Повезло тебе, что нарвался на меня. Шел бы тут сейчас мой братан, вообще бы тебя убил».

Цепляясь за власть, коммунисты не брезгуют попытками дестабилизации межнациональных отношений. Новую демократию, идущую в Молдову на либеральной волне, они не просто огульно обвиняют в национализме (в этом и без них в отдельных случаях не приходится сомневаться), а в том, что это разрушительный национализм, несущий угрозу остальным в Молдове. Идет настоящая спекуляция событиями 1990-х годов, когда по-неопытности, на волне эмоций наломали дров. И насаждается мысль, что человек, любящий свою нацию, обязательно должен быть врагом всех остальных наций. При таком раскладе и автор этих строк – опасный человек, враг человечества. Но позволю с этим не согласиться. Человек адекватный - когда он любит свой народ, ценит свои корни - с таким же пониманием и уважением относится к другому человеку, любящему свой народ. И напротив, презирает манкуртов, «Иванов, родства не помнящих».

Чем коммунисты пугают сейчас граждан, сея неспокойствие? Ну, во-первых, грядущим объединением с Румынией. Чем это объединение страшно, теперь уж никто и сообразить толком не может, особенно когда Румыния вошла в ЕС. Но, по привычке, страшно. Все-таки столько лет эта страшилка взращивалась, отделаться от ее итогов нелегко! А тут еще и либеральным демократам не хватает коммунистической лиживости, чтобы успокоить, умаслить народ. Если Гимпу считает себя румыном и любит Румынию, он так и говорит. Если он в душе убежден, что Молдове лучше объединиться с Румынией – так и говорит… Но честный ответ нового лидера Парламента «Да, я унионист» никто не оценил. Наоборот, коммунисты тут же его извратили и подали в российском интернете под заголовком «Молдавия отказывается от государственности». Как будто это свершившийся факт, а не мечты отдельно взятого человека. Как будто эти мечты так легко реализовать в современном демократическом мире, когда все решает даже не Парламент, а референдум. Гагаузия, например, свою автономию получила отнюдь не в парламенте, хотя формально нужный закон все же приняли депутаты. Нет, Гагаузия свою автономию, вместе с границами и даже столицей, получила на референдуме!

Надо признать, что избрание М. Гимпу на должность Председателя Парламента, это все же тактическая ошибка коалиции. Личность, как ни крути, одиозная. Не стоило так рисковать, давать повод строить параллели между 90-ми годами. Но это вовсе не значит, что слово Гимпу станет для такого разношерстного парламента законом. Так что делать из этого трагедию могут только коммунисты. С ними он действительно непримирим. А для гагаузов в этом пока никакой реальной угрозы нет.

Коммунисты еще пугают народ «войной памятников» и «войной переименований улиц». Ну, на то и щука, чтобы карась не дремал. Надо не пугать народ заранее, а бороться за сохранение своих идолов, таких, как Григорий Котовский. В Литве с ними цивилизованно поступили – не пустили под бульдозер, а собрали всех вместе в одном специально созданном парке и демонстрируют каждому желающему. За деньги, кстати! Тоже вариант, почему бы и нет? Культурные ценности не уничтожены. А какая разница в каком месте они установлены, если доступны для обозрения?

А в отдельных случаях, конечно, надо проявлять и принципиальность, и твердость. Например, в отношении улицы и памятников Пушкину. Этот поэт и все что с ним связано - это даже не достояние одной только русской культуры. Пушкин – это часть всемирного культурного наследия, и ни в коем случае нельзя допускать «репрессий» в отношении его «под общую гребенку», наряду с памятниками чекистам, комсомольцам и т. д. Вот тут пусть коммунисты покажут себя, если это потребуется. Надеемся, что не потребуется. Разум еще никто не отменял.

На самом деле коммунисты бесятся сейчас в связи с озвученным обращением совсем не из-за искренней любви к национальным меньшинствам, а потому что почувствовали конкуренцию. Они же любят во всем быть монополистами. Они привыкли к этому. Они слишком долго паслись в огороде национальных меньшинств, собирая посулами и обманом их голоса на выборах, чтобы так запросто отдать это кому-то. Коммунисты сами не любят национальные меньшинства и, конечно же не верят, что кто-то их вдруг полюбил. Но они словно говорят: «Не смейте дурить этих людей, мы сами будем их дурить!» В этом цинизм коммунистов.

Гагаузам сейчас не надо давать вовлекать себя в очередные межнациональные разборки. Все уже прошло, все изменилось. Гагаузы уже стали интересоваться государственным языком, в автономии функционируют бесплатные курсы, финансируемые ОБСЕ. Со временем, если опыт окажется успешным, их будет становиться все больше.

Одновременно, надо наращивать темпы реабилитации гагаузского языка. Улучшать его изучение в школах, внедрять во все сферы жизни. И ни в коем случае не отказываться от русского языка, который является для нас окном в большой мир. Языки – это наше спасение. К русскому «окну в мир» еще следовало бы добавить английскую «форточку», и тогда картина будет абсолютно полной. И я верю, что гагаузы способны освоить 4 языка. Наши предки это доказывали не раз. Многие из них знали и болгарский, и турецкий, и греческий, и албанский. Кто среди кого жил… А еще эти частые переезды…

Гагаузам надо отделить в своем восприятии демократов от националистов. Надо понять, что к власти идет прежде всего новая волна демократии, пусть даже порой содержащая в себе песчинки национализма. Лишь от того, как эта волна будет встречена, зависит: спекутся ли песчинки в булыжники, или их развеет всепобеждающая демократия.

Мы – за демократию. Коммунисты – за тоталитаризм, за свою непререкаемую монополию. Поэтому гагаузам не может быть с ними по пути. Мы оказались с ними опять в одной лодке невольно, только лишь из-за наших страхов и предубеждений. Коммунисты опять попользовались нами. И в этой связи созрело вдруг понимание: чтобы избавиться от коммунистов, гагаузам очевидно надо бороться не с ними, а со своими страхами и предубеждениями. Так прозреем!




ПОПОЗОГЛО ДМИТРИЙ

Главный редактор газеты "Единая Гагаузия"

0