695

"Какой-то злой рок преследует Кремль: его публичная поддержка становится чем-то вроде “черной метки” для политиков стран СНГ.

"Какой-то злой рок преследует Кремль: его публичная поддержка становится чем-то вроде “черной метки” для политиков стран СНГ. Можно вспомнить историю с Януковичем, с претендентом на абхазское президентство Раулем Хаджимбой. Все они проиграли своим политическим оппонентам после того, как Президент РФ продемонстрировал им свою поддержку", - пишет газета.

Г-на Воронина трудно назвать другом России, продолжает издание, и объясняет, почему: "Все помнят, какую свинью он подложил Владимиру Путину в 2003 году, когда в последний момент под давлением Запада отказался от подписания так называемого Меморандума Козака. После такого публичного фиаско Москва свела контакты с Ворониным к минимуму, в Кремле его никто не принимал, а во время выборов 2005 года лидер молдавских коммунистов кричал о “российской угрозе” и вагонами высылал из страны российских наблюдателей и политтехнологов, которые, по его мнению, готовили революцию. Что изменилось с тех пор, неизвестно. Однако в Кремле отношение к молдавскому президенту вдруг резко развернулось на 180 градусов. Вроде и Воронин не поменялся, и политика его осталась прежней, однако Москва, похоже, решила, что компартия Молдавии — это ее последняя надежда и опора в регионе. Главным лоббистом г-на Воронина, по нашей информации, выступил Совбез РФ".

"В любви и ненависти кремлевские чиновники порой бывают похожи на страстную испанскую девушку Кармен. Вновь полюбив Воронина, они по традиции тут же кинулись выкручивать руки лидерам Приднестровья. Итогом этих усилий стало подписание 18 марта в Москве на трехсторонней встрече Медведева, Воронина и Смирнова совместного заявления, в котором говорилось о целесообразности трансформации нынешней миротворческой операции на берегах Днестра в “мирогарантийную” под эгидой ОБСЕ, правда, не сразу, а “по итогам приднестровского урегулирования”. Накануне выборов все это выглядело откровенной демонстрацией: Россия сделала ставку на Воронина", - пишет "МК".

Москва обещала лидеру молдавских коммунистов кредит на сумму 500 миллионов долларов. Практически сняты все ограничения по поставкам молдавских товаров на российский рынок. Тем не менее на повторных выборах 29 июля коммунисты проиграли объединенной оппозиции и потеряли большинство в парламенте. Их оппоненты объединились в “Альянс за европейскую интеграцию” и выбрали своего спикера — Михая Гимпу, председателя Либеральной партии и одного из основателей Народного фронта. Теперь, после отставки Воронина, он по Конституции станет также и.о. президента.

"Пока трудно понять, что означает этот шаг Воронина — хитрый маневр или капитуляцию. Альянсу не хватает голосов для избрания президента. Вскоре г-ну Гимпу придется распустить парламент и назначить очередные внеочередные выборы. Но каким будет результат этих выборов, когда Гимпу будет возглавлять как законодательную, так и исполнительную власть в стране?", - вопрошает "МК", и выдвигает следующие версии происходящего:

"Возможно, коммунисты рассчитывают, что в этой ситуации в памяти населения, особенно национальных меньшинств, оживут все негативные воспоминания о начале 90-х, когда у власти в Молдове был Народный фронт, который возглавлял Гимпу с единомышленниками. Его партия сейчас набрала 14% — примерно столько людей поддерживают идеи Гимпу о “воссоединении” с Румынией.

Однако не исключено, что отставка Воронина — всерьез и он признал свое поражение. Возможно, как и в случае с Меморандумом Козака, его убедили пойти на такой шаг западные “друзья”, которым не нравится альянс Воронина с Москвой. В этом случае Кремль опять рискует оказаться в идиотском положении — как в Грузии 2003 года, когда Шеварднадзе ушел в отставку неожиданно для прилетевшего его спасать Игоря Иванова. Самое смешное, что и за этот провал, как и за предыдущие провалы в Грузии, на Украине, в той же Молдавии, никто персонально не ответит".

"Московский комсомолец"
0