596

Китай - новая сверхдержава?

По мере того как Китай становится богаче и сильнее, все больше стран во всем мире начинают признавать: Поднебесная заслуживает того, чтобы ее признали великой державой и выказывали ей причитающееся почтение.
Благодаря сочетанию динамично развивающейся экономики, искусной дипломатии и смягчения военной риторики, Китай вновь обретает былое господство в Азии.

После распада Советского Союза, Китай стал наиболее вероятным кандидатом на роль противовеса США как сверхдержавы.

Но действительно ли Китай готов пойти так далеко и так ли он к этому стремится? И если да, то насколько миролюбивой будет эта сверхдержава?

"Нет никаких сомнений для меня, по крайней мере, в том, что Китай постепенно приближается к превращению в сверхдержаву, которая пошатнет статус кво в мире", - говорит Джефри Гартен, декан Йельской школы менеджмента в США.

Однако, по словам, Янь Сюэтуна, директора Международного института Пекинского Университета Синьхуа, Китаю предстоит еще долгий путь.

Он говорит, что в обозримом будущем Китай не сможет тягаться с США.

Однако это не означает, добавляет Сюэтун, что Китаю это положение вещей нравится. Ведь каждая страна, по его словам, хочет стать мировым лидером. "Китай не хочет признавать американского верховенства. Так что противостояние неизбежно", - говорит он.

Редкая страна, добившаяся больших экономических успехов, не имеет военных амбиций, утверждает Гэри Милхоллин из американской некоммерческой организации "Висконсин армз проджект".

"Сейчас Китай не может соревноваться с США в военной области, - говорит Милхоллин. - Однако важно помнить, что американская военная мощь основана на превосходстве американской экономики. В тот день, когда у Китая будет больше денег, чем у других стран, он будет располагать и лучшей военной системой".

Рост влияния

На протяжении примерно 40 лет после прихода коммунистов к власти Китай считался в Азии бедной и опасной страной, от которой предпочитали держаться подальше.

Но теперь, в век расцвета Тихоокеанского океана, Китай отбросил свои помыслы о мировой революции и возвращается к прежней роли главы азиатского семейства.

Китай все чаще играет определяющую роль в политике Восточной Азии, оказываясь у руля многонациональных организаций и подпитывая свое экономическое возрождение.

Япония по-прежнему сохраняет тесные связи США, однако и она все чаще посматривает на Китай, как на возможный рынок сбыта, способный спасти ее экономику от застоя.

Страны Юго-Восточной Азии, в которых все большим влиянием пользуются выходцы из Китая, больше не воспринимают Японию, как возможного регионального лидера.

"Юго-Восточной Азии Китай не только бросает экономический вызов, но и представляет определенную культурную и, в некоторой степени, военную угрозу", - говорит Кобсак Чутикул, видный тайваньский политик.

"Прежде, чем принять бой, дракон должен извергнуть огонь", - добавляет он.

Однако коммунистическая партия Китая все же пытается создать более мирный образ, не вызывающий ассоциаций с кровожадным драконом.

Недавно КПК заговорила о "мирном возвышении" страны, однако эти разговоры вскоре прекратились. Причиной, очевидно, стали опасения некоторых лидеров страны относительно того, что слово "мирное" может вызвать недовольство в китайской армии, а слово "возвышение" вызвать тревогу за рубежом.

Отвечая на вопрос Би-би-си, представитель министерства иностранных дел Китая Лю Цзяньчао сказал, что споры, действительно, были.

Он добавил, что идея, вероятно, будет заключаться в том, что Китай не должен развиваться за счет других государств.

Цзяньчал сказал, что Китай является крупнейшей региональной и мировой державой и будет играть все более заметную роль. Но это должно рассматриваться как перспектива, а не как угроза.

Он тщательно избегал слова "возвышения" и, как все чиновники, болезненно реагировал на всякое упоминание слова "сверхдержава".

Однако если в мире существуют сверхдержавы, Китай захочет быть одной из них. В этом мнении сходится большинство аналитиков.

Мирные намерения

Поддержка азиатских стран заметно подкрепляет притязания Китая на мировое влияние. Однако профессор Лондонской школы экономики Барри Бузан говорит, что остальные страны должны сохранять бдительность.

"Китайцы хотят спокойного и плавного развития. Вопрос в том, не изменится ли ситуация, когда они достигнут своей цели?", - говорит он.

По словам профессора Бузана, под спокойной поверхностью Китая зреет "ультра-национализм", а это наталкивает на параллели с предвоенной Германией.

Другие специалисты утверждают, что Китай теперь привержен тем же принципам свободного рынка, что и США.

По словам приверженцев этой точки зрения, наибольшую угрозу представляет разъединенность и хаос, которые могут повлечь поток беженцев и распространение массового оружия.

Китай пытается действовать так, будто он сознает свою мощь, и потому не должен противопоставлять себя окружающим, - говорит Хью Бейкер из Лондонской школы стран Азии и Африки.

В качестве иллюстрации он привел такое высказывание, характеризующее отношение к будущей сверхдержаве: "Джентльмен не сражается. Но в случае необходимости он бы одержал победу".
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_4307000/4307933.stm
0