451

ИЗБИРАТЕЛЬ ОПРЕДЕЛИЛСЯ

Значит картинка такая:

За PL Партиду Либерал голосуют: Дан Кодряну, Вирджил Морошану, Чезар Унгуряну и Кэлин Олтяну.



За ЦСМ с Тарлевым - Иван Зверев, Сергей Бобров, Лёша Конюхов и Фёдор Талпанжы.


За КПРМ - Гёрги Фрекэуцан, Васыли Бутук и Петя Порческу.








Петя Порческу дажэ решился на интервью:

Коротка память у наших избирателей. Забыли, как зарплату получали консервами, костюмами: как сидели без света и газа.

Петру Порческу - кандидат в депутаты по спискам ПКРМ. Родился в 1953 году. По образованию - кадастровый инженер. Трудовую деятельность начал бригадиром-почвоведом. Затем перешел инструктором в райком комсомола, дорос до первого секретаря. Семь лет спустя возглавил партийную организацию в объединении "Молдвинпром". Потом была двухгодичная учеба в ростовской Высшей партийной школе, работа завотделом пропаганды и агитации райкома партии. После пяти лет директорствования в "Колхозстрое" стал заместителем, а после председателем райисполкома Страшенского района. Позднее год проработал начальником управления сельского хозяйства Кишиневского уезда, год - в Торгово-промышленной палате, год - префектом уезда Кишинэу. После этого возглавил Кишиневский табачный комбинат, откуда вернулся на должность префекта . Еще четыре года работал председателем Страшенского района. Сегодня трудится заместителем начальника территориального управления административного контроля в том же районе.

- Солидный у вас послужной список, господин Порческу. Не любите подолгу задерживаться на одном месте?

- Если бы нас по жизни спрашивали, что мы любим! Жизнь пошла такая... динамичная. Даже друзья говорят, что чаще из телевизионных передач узнают, где я работаю в очередной раз.

- Не утомляет такая динамика?

- Пока не жалуюсь. Хотя и не всегда переход на новую работу совпадал с моими желаниями. Но партия говорила "надо"...

- И вы всегда брали под козырек?

- Конечно. Мое членство в партии абсолютно осознанно, потому и партийная дисциплина - на первом месте. Можно было, конечно, в свое время от всего устраниться, но я не смог.

- Что, пытались?

- Было время для раздумий. После развала Советского Союза партий появилось много. Я наблюдал, как горлопанили бывшие коммунисты, как зарабатывали дивиденды, поливая помоями свою вчерашнюю жизнь, а заодно и все то, на что они раньше охотно молились. Смотрел на них - и не представлял себя в их рядах.

- А зазывали?

- Еще как. Так что выбор у меня был. Я видел рациональное зерно в программах аграриев, социалистов. Но и они строили свою политику на отрицании того положительного, что было во времена Союза. Мне это не нравилось. Было в советские времена хорошее, и немало. Его не разрушать, а приумножать требовалось, и идти вперед.

- Это было не модно.

- Да уж, а главное - не выгодно. Многие поняли: чем активнее клеймишь вчерашний день, тем больше шансов войти во власть и занять пост повыше. И люди шли напролом. Я считал это предательством. Быть с ними - себя запачкать. Потом стало ясно: еще хуже - устраниться. Это значит, допустить, чтобы они управляли твоей жизнью, твоей страной. Эти науправляют...

- И решили, что лучше руководить самому...

- Не в этом дело. Я не родился начальником. И меньше всего стремился стать политиком. Но мне не по душе, когда рушат все конструктивное вокруг, чтобы построить малое - собственную карьеру. Да еще и на волне национализма. Моя жена - украинка. По-молдавски, кстати, говорит свободно. Но в те годы боялась сказать слово на русском... И не она одна. Словом, я понял, что был и останусь коммунистом. Так и оказался в числе первых во вновь созданной районной партийной ячейке.

- ... в партии, которую не хулил только ленивый...

- Точно. А потом ее и вовсе запретили, пришлось работать подпольно. Кстати, это оказался не самый сложный период. Когда партию зарегистрировали, началась другая история. Многие смотрели на нас... ну как на прокаженных. Городок небольшой, все на виду. Придешь на свадьбу или на день рождения - "как, ты - коммунист?!" И начинается... Ну кто из них тогда мог предположить, что в 2001 году коммунисты победят на выборах, да еще и с таким колоссальным отрывом?

- А вы знали?

- Был уверен, что победим. Люди устали от демагогии. Они хотели перемен к лучшему. А получили безденежье, отсутствие света, воды, тепла. Детей приходилось водить в обветшавшие школы и садики... Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.

- Как, собственно, и вы. В итоге все эти проблемы стали вашими...

- Да, в 2003 году я стал председателем района. Не дай Бог такое "наследство" получить. За голову схватился: куда я попал? чего начать?.. И людей в штате нет.

- На работу звали, конечно, только однопартийцев?

- Поначалу - да. Но очень скоро мне стало все равно, из какой кто партии, лишь бы специалистами были и не боялись работы. Так и сказал консильерам на первой же сессии районного совета. Потом с примарами сотрудничество наладил. Собрал их на стакан пива и объяснил: будем друг на друга волками смотреть - толку не будет. Люди через четыре года ждут от нас конкретных результатов. Не сразу, но дело пошло. Крыши в школах починили, перевели их на газ. Был один детский сад, стало пять. Больницу отремонтировали, дорогу прекрасную сделали. Дом культуры, из-за которого мне нервы портили, привели в порядок. Теперь гляжу на него и горжусь. Школу искусств отремонтировали, газифицировали... Многое удалось. Достаточно сказать, что в 2003 году мы начинали работать с бюджетом района в 43 млн. леев, а когда уходили, он составлял 147 млн...

- Звучит убедительно. Однако на очередных выборах коммунисты потеряли несколько мест...

- Я анализировал, в чем тут причина. Работали мы на совесть, это истинная правда. Сделано было так много, что можно было смело говорить о победе, еще более впечатляющей, чем прежняя. Возможно, это и подвело некоторых наших однопартийцев. Они спроецировали командный успех на свои личные возможности и решили баллотироваться. Видели себя примарами, и все тут.

- Это был неверный ход?

- С учетом обстоятельств - неверный. Я как председатель района активно помогал и примарам из других партий. Ничуть не жалею, для людей работали, не для себя. Но вы думаете, люди в тех селах сильно вникали в то, с чьей помощью решалась, наконец, та или другая их проблема? Да им, по большому счету, все равно. Примар работает, это главное. Стоит ли его менять? Синица в руках лучше. Так и оказалось. И по числу консильеров мы потеряли. По факту наша партия не проиграла, потому что набрала большее количество голосов по сравнению с другими партиями. Но позиции мы сдали.

- Местные выборы очень связаны с личностью кандидата...

- Это так. Но еще и менталитет наш надо учитывать. В канун тех выборов мне гарантировали поддержку буквально в каждом селе. И вроде бы искренно говорили. Но у нас народ такой... В глаза говорят одно, за глаза - другое, а делают третье. Сколько для них ни сделай, все мало. И постоянно чем-то недовольны.

- Чем же?

- Да возьмем хотя бы программу газификации. Финансирование обеспечивало полную газификацию двух-трех сел, не больше. А как же другие? Когда до них дойдет очередь? Решили не заходить в села, а протянуть магистраль только до начала населенных пунктов. Но каждого. Там есть примары, они тоже не должны сидеть сложа руки, объединим усилия. Люди поймут, помогут. Не поняли. Подавай им газ к домам. Начали инстанции письмами забрасывать. Я и перед премьер-министром отчитывался, и перед президентом. Они в итоге одобрили наш план. И сегодня проблемы решаются уже на уровне сел, это проще. Но сколько нервов:

- Ваша работа предполагает нервные затраты.

- Да, конечно. Но и наши избиратели должны уметь ориентироваться в задачах первоочередных и второстепенных. И понимать, что обещание решить все и сразу - это блеф. Скажем, проблема с водой. Для Стрэшень - это задача номер один. Тут два вопроса: подвести трубопровод к городу и отремонтировать внутренние сети. Вопросы стоимостью порядка 70 млн. леев. А их нет. Я искал, открывал все возможные двери. Нашел два инфраструктурных проекта, финансируемых правительствами Кувейта и Швейцарии. Дело сдвинулось с мертвой точки. Но подошли выборы, люди стали интересоваться, когда будет питьевая вода. Отвечаю честно: в конце 2008-го - начале 2009 года. А представитель партии Урекяна кричит, что решит вопрос за два месяца. Красивое обещание, правда? Вот люди и подумали: да черт с ним, с этим Порческу, надоело воду носить ведрами. За АМН и проголосовали. И что же? Вода появилась в 2008 году, как я и говорил. И не тот крикун, а наше правительство все сделало. Но кто в этом разбирался? А этот урекяновец теперь сделанное себе в заслугу ставит... А что он реально сделал? Обещал в свое время избирателям, что работать будет активнее, чем коммунисты. Я даже обрадовался, значит, в Стрэшень жить будет лучше. А он начал с того, что всех инакомыслящих, из других партий, повыгонял с работы. Такой бардак устроил. На четыре года. Пристроил на службу своих однопартийцев. А что они за специалисты - его не волнует. Бывший полицейский руководит сельхозуправлением...

- Считается, что в сельском хозяйстве разбираются все.

- Тогда завтра мы дойдем до того, что во главе гинекологического отделения окажется... физик или тракторист - только потому, что имел успех у многих женщин... В каждом деле требуется профессионализм. Знаете, лет десять назад слушал я выступление одного уважаемого мною политического деятеля. Мне казалось, красиво говорит, убедительно. Но вот он коснулся проблем в сельском хозяйстве и такую, извините, ерунду понес. И я понял простую и очевидную вещь: излагать красиво можно любую глупость. То же самое происходит сегодня, в канун выборов. Разномастные либералы и демократы исходят красноречием. Но надо только вслушаться и понять, что все это - эмоции и пустые обещания. Они уже были у власти и показали, на что способны.

- Каков же ваш прогноз на грядущие выборы?

- По-прежнему верю в победу, но уже боюсь загадывать. Эх, коротка у наших избирателей память. Забыли, как зарплату получали консервами, костюмами... как сидели без света и газа. Им подавай все и сразу. И не хотят вспомнить, кто растащил богатство республики, доставшееся ей с союзных времен. Те же, кто сейчас к власти рвутся. Именно они обрушили ВВП на 65%. Коммунистам понадобилось восемь лет, чтобы приблизить производственный потенциал к уровню 91-го года. Ни сады, ни виноградники, которыми так славилась наша республика, не поднимаются так быстро, как хотелось бы. Терпение надо иметь. Не хочется думать, что наши люди свой голос - а значит, и свою судьбу, - могут снова легко обменять на красивые обещания. Не надо быть такими доверчивыми и дважды наступать на те же грабли. Думать надо, анализировать.

Василе ОНЧУ.






























































0