447

Из интервью президента РМ радиостанции "Эхо Москвы"

О плане Козака:

- План Козака в принципе был неплохой документ. Решение его было плохое. А план сам был неплохой. Единственное, что в том плане мешало, и было лишним это федерализация. А остальное нормально. Потому что вопрос о федерализации это требует очень серьезного пересмотра Конституции страны. Для федерализации требуется не просто большинство в парламенте, требуется плебисцит народа, и такая норма, я знаю заранее, и сегодня я гарантирую, не пройдет. Да нечего федерализировать. 39 тысяч квадратных километров федерализировать это очень несерьезно.

О ситуации с русским языком в РМ:

- Проблем нет. Некоторые вопросы, - вот сейчас который был в ходе избирательной кампании, мы получаем – они уже больше по традиции, носят дежурный характер: «а когда статус государственный», и так далее. Русский язык очень серьезно защищен у нас в стране законом, который ему предоставил статус официального языка. И законом, и концепцией национальной политики нашей, которая тоже утверждена через парламент – не просто кто-то собрался и что-то подписал, - все эти вопросы у нас сняты. Сейчас нет того, что было еще 8 лет назад: «чемодан-вокзал-Россия». Один из самых главных результатов нашей деятельности за эти годы – это тот консенсус, то согласие, которое мы установили в обществе. Более того, я даже глубоко уверен, что вот это согласие, межэтническое согласие, вот эта нормализация отношений всех, вот это исчезновение всех этих национальных проблем – это и позволило нам иметь положительную динамику деятельности и на экономическом, и на социальном направлении развития.

О графике молдавского языка в объединенной Молдавии в случае реинтеграции по "Плану Воронина":

- В проекте закона о статусе Приднестровской автономии предусмотрено, что в Приднестровье будут действовать четыре официальных языка: молдавский – государственный и еще три языка официальных, в том числе, украинский, русский язык. И уже по-русски, по-украински они будут писать точно кириллицей.

O преемнике:

- Официального решения нет в партии. Партия сейчас борется за большинство в парламенте. Как только закончатся выборы, мы будем иметь тот результат, который заслужим от избирателя, и конечно, мы сядем и будем эти вопросы решать. Не хочу я сейчас, в выборную кампанию, забрасывать все эти вопросы в общество - разное общество. Республика небольшая, народа немного, мы друг друга очень хорошо знаем. И начнется: «этот лучше – этот хуже», и так далее... Ну, что я заранее буду говорить, если не знаю, какой будет результат на этих выборах, а я заранее начну распределять? У нас уже вышли такие здесь партии-карлики, один говорят: «я буду президентом», второй рядом стоит, говорит: «я буду премьером», - ну, народ посмеялся, и на этом все закончилось. Но если мы это скажем – те, которые два мандата подряд были у власти – это очень серьезно. Поэтому я и берегу и достоинство, и честь этих людей, чтобы не началось этого самого. Потому что, к сожалению, до культуры проведения выборной кампании – той, которой надо было бы, цивилизованной, - мы не поднялись, мы не достигли. А это все грязь, друг на друга – это все нехорошо. Потому что кто больше всех бросается этой грязью? – тот, который имеем меньше шансов. Он думает, что если он скажет, что кто-то самый плохой, так от этого его будут люди больше любить и будут за него голосовать. Это ошибка, но это культура - может быть, это придет со временем. Сегодня этого, к сожалению, у нас пока нет. Поэтому я и ограничен в возможностях, чтобы я мог назвать. Я могу назвать 5-6 кандидатур вероятных президентом. Мы должны сказать, что за эти годы мы провели очень большую работу по профессионализму наших кадров: в руководстве страны появилась молодая плеяда руководителей, те, которые не обременены знанием централизованной системы планирования, советской, которые не обременены другими формами и методами работы как тогда, при советской власти, а новые, современные менеджеры. И я очень дорожу ими, и я очень много труда вложил, чтобы они выросли, чтобы они поднялись на этих руководящих постах. Поэтому я не могу сейчас начинать их же самих - что-то сейчас про них начнут топить, или начнут про них говорить. Хотя я уверен в их безупречной репутации, уверен в том, что это очень порядочные и честные люди, патриоты нашего государства... Новый президент – это очень известный человек и подготовленный человек, и я думаю, что он будет воспринят большинством народа без никаких резервов – уверен.
0