1129

В Грузии продолжаются этнические чистки

Приоритеты национальной политики независимой Грузии можно обозначить девизом «Грузия только для грузин». Так было при Гамсахурдиа, так было при Шеварднадзе, так происходит и при Саакашвили. Все представители национальных меньшинств были поставлены перед такой дилеммой: ассимилироваться, «огрузиниться» или покинуть страну.

По крайней мере, так было до августовских событий. Теперь, даже ассимилированных иноплеменников побуждают к отъезду.

Чеченцам нет места

Как известно, в Грузии с давних времен живет значительная чеченская община. Ее представителей называют кистинами, все они говорят по-грузински, у большинства – грузинские фамилии. До недавнего времени их никто не трогал. Но после нападения грузинских войск на Южную Осетию, и последовавшего за этим их разгрома, ситуация значительно изменилась.

Как объясняет один из чеченских беженцев по имени Тархон, который обратился в Комитет по беженцам Южной Осетии, гонения чеченцев в Грузии начались «потому, что чеченцы–ямадаевцы вместе с 58 армией воевали на стороне России, когда грузинская армия хотела стереть осетин с лица земли. И потому, что чеченцы, как и представители многих других народов России, помогают восстанавливать Цхинвали и окрестные села из руин».

Чеченцы и осетины компактно проживают в Панкисском ущелье Грузии. За последние годы из-за шовинистической политики Грузии, осетины в большинстве своем покинули ущелье. Теперь очередь дошла и до этнических чеченцев.

«Нам не дают нормально жить в своих домах грузинские беженцы из Южной Осетии. Мы не знаем, что им пообещал президент Саакашвили. Но они очень нагло себя ведут- ходят по нашим селам и домам, угрожают нам. Они говорят, чтобы мы убирались. Выйти на улицу невозможно, они матерятся. Они говорят: «Зачем это вы помогаете осетинам? Раз помогли - теперь убирайтесь с нашей земли. Чеченцам больше нет места в Грузии!» Но мы там живем, сколько себя помним, и мой дед, и прадеды. Как это их земля? Мы уходим из Грузии только ради детей, ведь от грузин можно ожидать все, что угодно»,- возмущается другой беженец-чеченец Шариат.

«Хотели перебраться в Чечню через Ларс. А нас грузины не пускают. Травить нас можно, и жизнь нам портить, а отпускать не хотят. Они что хотят, чтобы мы опять воевали против русских?! Да никогда этого больше не будет. В армию свою грузинскую призывают. С чего это?! Раньше грузинские власти даже не замечали нас. А теперь грузины хотят, чтобы мы воевали против осетин. Мы не будем ни с кем воевать. Мы хотим жить в мире. Забрали своих жен с детьми и едем к родственникам в Чечню. Оставшиеся в Панкисси тоже ждут от нас новостей. Посмотрим, что и как будет»,- добавил в конце беседы Тархон.

Вы еще здесь?

Как известно, во время первой грузино-осетинской войны многим этническим осетинам пришлось, спасая свою жизнь, покинуть Грузию. Тем не менее, кто-то сумел остаться. Это обстоятельство вовсю использовало руководство Грузии, пытаясь представить условия их жизни «в свободной стране» сплошным благоденствием. Конечно, это была обычная пропаганда, но некоторое время осетин действительно, почти что не трогали. Но все поменялось, после того, как Саакашвили перестал играть роль «миротворца».

Осетинам в Грузии предлагают уехать уже по громкоговорителям. 19 сентября 2008 г. очередная партия беженцев покинула территорию Грузии.

«У нас объезжают села на машинах с громкоговорителями. Целыми днями крутят вокруг домов и повторяют одно и тоже: «Осетины, убирайтесь с нашей земли. Вы еще здесь? Убирайтесь, пока вас насильно не выдворили». Мы в своих домах и селах как заложники: выйдешь за пределы осетинского села и никто не даст гарантии, что вернешься назад домой живым. Особенно трудно было перед самой войной в августе. Мужчин хватали и насильно забирали в армию. Что, разве нам не ясно зачем? Почему раньше нас не призывали? Нет, им перед самой войной с Южной Осетией захотелось всех осетин Грузии затащить в армию. Чтобы показать всему миру: это осетины воюют друг с другом. У нас нет выбора - жизнь за пределами Грузии или смерть внутри нее. Грузины совсем с ума сошли», - говорит Артем Козаев.

«Я живу сам во Владикавказе, я еще вместе семьей переселился туда во время первой войны в 1992 г, родители в 1994 г. вернулись домой с братом. Но теперь брат вырос и новая беда. Снова грузины воюют с осетинами. Я не говорю, что дезертирство - это правильно, но если ты видишь, что дома осетин специально обходят… Когда я вижу, что мой сосед-грузин того же призывного возраста сидит себе дома, и у него нет проблем, а моего брата должны забрать на войну с осетинами, - что это такое? Сколько можно нас уничтожать? Теперь вся наша семья покинула Грузию, раз и навсегда. Пусть забирают наши дома. Сколько осетинских домов они себе присвоили в 90-е годы, выгоняя нас… теперь опять все повторяется. Мы надеялись, что руководство в Грузии после первой войны поменяется и будет лучше, но - нет. Ни народ, ни руководство от своих националистических, фашистских и шовинистических идей не отходят. Так почему осетины не должны себя уважать и жить в отдельном, самостоятельном от такой страшной и неменяющейся Грузии государстве», - сказал Роберт Мамиев.

Поток беженцев-осетин из Грузии значительно увеличился. Всех этих людей вынуждают покидать свои дома, создавая психологически невыносимые условия проживания.

По словам заместителя Министра по особым делам РЮО Казбека Карсанова, «осетины, проживающие в Грузии и раньше обращались с подобными просьбами, но после военных событий в августе их поток значительно увеличился. Часть семей мы разместили в Южной Осетии, а остальным помогли переехать в Северную Осетию к родственникам».

Осетины, проживающие в Грузии, рассказывают о том, как грузинские власти обращаются с ними: «Люди просят приютить их, так как по их рассказам, к ним заходят в дома, угрожают им, что если они не уберутся, то их убьют. Вызывают на допросы в МВД Грузии, лишь на том основании, что осетины общаются со своими родственниками и друзьями в обеих частях Осетии. Выгоняют с работы только лишь потому, что они осетины»

Но верхом цинизма, бежавшие из Грузии люди считают тот факт, что осетин насильно забирают в грузинскую армию, чтобы потом их заставить воевать против жителей Южной Осетии. «Люди, приходящие к нам утверждают, что такие случаи у них уже были. Осетины не хотят убивать друг друга, и они вынуждены бежать из Грузии», - сообщил Казбек Карсанов. «Грузины ездят по ночам по шесть-семь машин с автоматами, и забирают молодых ребят в грузинскую армию. 2000 лари за шесть месяцев – цена приостановки призыва в армию, и только для осетин. Через полгода им придется заплатить повторно. Молодым осетинам приходится прятаться, ночевать, где придется. Многие из них, в основном молодежь, которых забирают насильно, уже тайком выбрались в Цхинвали, но там остается еще большое количество людей», - рассказал корреспонденту житель села Пона Кахетского района Аслан.
По его словам, отношение грузин к осетинскому населению враждебное.

«Приходится терпеть постоянные унижения. В любой момент грузины могут зайти в дом и забрать все, что захотят. Продукты в магазине осетинам не продают. Жаловаться кому-либо нет смысла, потому что все контролирует грузинская полиция, которые сами сдирают деньги», - сказал Аслан.

«Возвращаться обратно мы тоже не можем, потому что боимся насилия со стороны грузинской полиции, которая контролирует район, в том числе и осетинские села», - говорит Аслан.
В его селе осетин выселяют из домов для того, чтобы поселить в них грузинских беженцев.

Подобное происходит и в других районах страны. По рассказам осетинских беженцев из Лагодехского района Грузии, они пробрались в Южную Осетию окольными лесными путями, так как грузинские вооруженные формирования отказываются пропускать их через границу.

«Наших ребят насильно забирают в грузинскую армию. Они уже несколько месяцев ночуют вне дома, в лесу, на кладбище, одним словом, где придется. Грузинское население настроено к нам враждебно. Заходя в местный магазин, мы подвергаемся оскорблениям, нам отказываются продавать продукты. Поэтому мы решили перебраться в Южную Осетию, так как дальше жить там невозможно», - рассказала одна из беженок, попросив не называть ее имени, так как она опасается за судьбу своих родных, по-прежнему находящихся в Грузии. По ее словам власти РЮО предоставили беженцам жилье и обеспечивают их продовольствием, однако условия проживания и дальнейшие их перспективы пребывания в республике вызывают у беженцев тревогу.

«Сложно с работой. У нас нет документов, и непонятно когда их выдадут. Мы помним обращение Президента Эдуарда Кокойты, когда он обещал всем тем осетинам, кого притесняют в Грузии, что им в Южной Осетии будут предоставлены все условия для проживания», - сообщили беженцы.

И, несмотря на то, что это было до августовской войны, в обществе считают, что беженцам из Грузии необходимо всячески помочь в обустройстве.

Грязные игры

Все хорошо помнят разыгранный Саакашвили фарс с «альтернативным правительством ЮО», возглавляемым Дмитрием Санакоевым. К участию в данном проекте планировалось привлечь максимально возможное число осетин, живущих в Грузии. Для этого была затеяна весьма сомнительная с точки зрения Всемирной декларации прав человека, перепись оставшегося там осетинского населения с целью задействовать его в компании по приданию легитимности и правдоподобности деятельности «временной административной единице».

Заместитель по миграционной политике министра по особым делам РЮО Махар Гассиев так прокомментировал это: «Действительно, грузинские власти решили использовать в своих играх реально существующих людей и с этой целью у проживающих в Грузии осетин переписывали паспортные данные и ксерокопировали их документы. Это очень похоже на происходившие процедуры на контролируемом тогда Грузией участке ТрансКАМа Кехви – Тамарашени. Тогда тоже проезжающих осетин подробно фиксировали, при этом грузинские полицейские не могли удержаться от издевательского отношения к ним, что в принципе и послужило причиной перекрытия движения на этом участке трассы.

То же самое делалось и в Грузии и наиболее активно в Панкисском ущелье. От осетин не скрывали, что они в обязательном порядке должны будут выразить поддержку Дмитрию Санакоеву и идее о «временной администрации». Об этом нам рассказывали беженцы, продолжающие мигрировать из внутренних районов Грузии. На сегодняшний день это уже не тот поток, который мы имели в 90-ых годах, когда из Грузии изгнали более 100 тысяч осетин, но и сейчас притеснения продолжаются и люди бегут от произвола».

В контексте проекта «временная администрация» следует рассматривать и обращение Саакашвили к осетинским беженцам с призывом вернуться на родину, прозвучавшее незадолго до трагических событий августа.

Беженцы из Грузии не поверили Михаилу Саакашвили, вот несколько ответов некоторых из них.

Бестаева Русудан (беженка из села Кере Горийского района). Об этом не может быть и речи. И беженцы, и вынужденные переселенцы никогда не согласятся вернуться обратно на прежнее место проживания. Зачем? Чтобы нас там убили? Я не верю в обещания Саакашвили, мы знаем, зачем он раздает такие обещания – чтобы понравиться Америке. Одним словом, никогда не соглашусь поехать обратно в Грузию.

Лалиев Джондо (беженец из поселка Агара Карельского района). Конечно, М. Саакашвили может показывать себя в глазах НАТО, что он такой добрый и зовет беженцев обратно. Но что с нами будет, когда мы согласимся с его предложением? Лучше пусть он не воюет с нами, пусть оставит осетин в покое, а возвращаться никто не согласится, все видели ужасы войны, все знают пустые обещания Саакашвили.

Сабанашвили Нонна (беженка из села Плависмани). Президент Грузии зря разбрасывает такие обещания и зовет беженцев обратно. Он прекрасно знает, что никто не согласится, пусть лучше успокоится и наведет порядок в своей собственной стране, а мы уже достаточно времени находимся на территории Осетии, чтобы обосноваться за семнадцать лет. Здесь уже наш дом. Здесь нас приняли, нам помогают. А если мы согласимся поехать, кто даст нам гарантию, что нас не выгонят обратно? Кто нам гарантирует, что нас примут хорошо и не убьют? Грузия достаточно проявляет свою агрессию, чтобы никто не доверял Саакашвили. Не знаю как другие беженцы и переселенцы, а я и моя семья никогда не примут этого предложения!
Как мы видим, сомнения этих людей оказались вполне обоснованными.

Правительство Саакашвили, несмотря на все свои декларации о приверженности базовым ценностям современного демократического общества, на практике осуществляет даже не дискриминацию, а этнические чистки, цель которых – превращение Грузии в мононациональное государство.
0