513

СТРАНА С ЧУЖИМ ГРАЖДАНСТВОМ

Кто сказал, что Молдове угрожает мировой кризис? Нам не привыкать: почитай, с момента гибели СССР мы – перманентно в кризисном состоянии. Молдове угрожает совсем другое. И это вам не анекдот: в троллейбусах и в разных публичных местах молдавской столицы развешаны глянцевые плакаты следующего содержания:

«Бессарабия, гражданство – твое право!» Ниже – фотографии молодых людей с румынским пылом в очах и агитация голосовать за них 30 ноября в посольстве и двух консульствах Румынии. Близится "час X"?

Публика еще не врубилась, люди ничего не понимают, а у нас уже началась избирательная кампания. Конкретно – в румынский парламент. Вот почему – "Бессарабия", и легко понять, о каком гражданстве речь. В пышной церемонии, на которую от Кишинева были выдвинуты кандидатами Еуджен Томак и Виорел Бадя, участвовали румынские политики, включая европарламентария Марию Петре и даже дочку Траяна Бэсеску. Из местных организаторов были столичный примар Дорин Киртоакэ и его дядюшка, лидер Либеральной партии Михай Гимпу. Подчеркну: наряду с местными, бессарабскими румынами, активно выдвигаются "старшие братья" из-за Прута – таков, к примеру, Виорел Бадя. Это – будущие хозяева Бессарабии. Впрочем, они давно хозяйничают у нас, презрев границу по Пруту.

Первая зловещая аналогия
Плохи наши дела. Раскручивается ситуация, приближенная к концу 1980-х – началу 1990-х, когда мы едва не оказались в Румынии. Но, судя по всему, теперь это делается искуснее. Если тогда Бухарест официально дистанцировался от беснующихся по обе стороны Прута унионистов, то ныне румынский президент открыто возглавляет всю эту кампанию. На днях в интервью французской прессе он назвал Молдову «румынской ГДР», еще раз повторил, что «молдаване – часть румынского народа» и открыто поставил знак равенства между евроинтеграцией Молдовы и поглощением ее Румынией.

Куда несет нас рок событий?
Легко представить, куда нас может занести. Пожалуйста: ничтожное меньшинство с румынскими паспортами избирает своих кумиров, те в Бухаресте инициируют "объединение с Родиной-мамой", законодательная инициатива проходит на ура в румынском парламенте – и дело в шляпе. Разве зря несколько лет подряд так старались у нас в стране румынские дипломаты, распродавая налево и направо румынские паспорта? Кстати, недавно Бухарест объявил об очередном упрощении процедуры вступления в румынское гражданство "бессарабских братьев".

По "сумме технологий"
Конечно, еще не факт, что заброшенные в СМИ астрономические цифры молдаван, получивших румынские паспорта, – правда, и далеко не все получившие их (с расчетом прорваться в ЕС) выступают за унию и, значит, бросятся избирать румынских депутатов. Но ведь мы знаем, что демократические выборы – это феномен западной "суммы технологий", что их оценка и итоги зависят не от реальности, а от отношения к ней, реальности, западных распорядителей. Судя по глянцевым плакатам и другим деталям начавшейся у нас горячки, на этот раз вброшены очень большие деньги, которые лихорадочно осваивает местая "пятая колонна". Так, на почве выдвижения уже яростно грызутся либералы – "нацики" с "социками"...

Вторая зловещая аналогия
Но как отреагируют на такой сценарий ЕС, ОБСЕ, СЕ – ведь все это вопиюще незаконно? А как они отреагировали в случае с Косово? Если господа евростратеги не побрезговали жать руки и желать успехов новоиспеченным лидерам "независимого Косово" – боевикам, террористам, убийцам, палачам-садистам, – то в нашем случае они будут жать руки с легкой душой и почти чистой совестью, если только это словосочетание к ним применимо. И поздно будет кричать на всех мировых перекрестках, что "дело в шляпе" свершилось вопреки желаниям большинства молдавского населения, что объединение – незаконно, выражает волю ничтожного меньшинства и т. д. Напомню, в грязной эпопее с признанием Косово Запад упирал на то, что "ситуация уже необратима".

Деьги не пахнут
Над необратимостью ситуации как раз и работают большие деньги, вброшенные Западом, и, вероятнее всего, не только из бухарестской кассы. А перед большими деньгами Бессарабия никогда не могла устоять. Дурно пахнут только жалкие подачки. Крупные суммы благоухают, как бальзам на неорумынскую душу.

И что тут весьма характерно? Вот такой факт: от Молдовы активно выдвигаются исконные румыны "оттуда". И возможно, что интересы Бессарабии в румынском парламенте будут представлять в основном запрутские "старшие братья". Одно это должно было бы встревожить всех, даже местных унионистов, потому что следующим этапом станет вытеснение румынскими румынами бессарабских неорумын с насиженных постов, из бизнеса, из феодализированного аграрного сектора и т. д. Увы, никого электоральная экспансия из-за Прута не волнует. Хочется воскликнуть: "Огласите весь список!" – но это имело бы смысл лишь в том случае, если бы оглашение состава выдвиженцев повлекло за собой их естественную сепарацию: тех – за Прут, а этих – под суд.

Как полагалось бы отвечать
Веками и до недавних времен за деяния, подобные тем, что творят унионисты, надевали наручники, бросали в кутузку – и во многих случаях вырывание ноздрей, галеры, каторга, расстрел или виселица (за национальное предательство, службу иностранным интересам и подрыв государственных основ) не заставляли себя ждать. Да, эти времена миновали, и все же ни в одной порядочной стране и ныне не допустят открытой антигосударственной деятельности и подрывной работы в пользу другого государства. Но мы живем в Молдове, воронинской Молдове. Не знаю, есть ли у Владимира Воронина прямая телефонная связь с Траяном Бэсеску, но очень похоже, что они систематически координируют свои действия по "вертушке", уточняя в том числе, какие взаимные оскорбления еще не применялись, дабы покруче "раскачать лодку".

О чем же он думает?
О чем думает Воронин, сознавая, что быть ему во власти осталось три-пять месяцев? Судя по всему, его "ни разу не волнует" ни судьба страны, ни перспектива возглавляемой им партии; он даже не озаботился подготовить себе преемников на том и другом посту. Грубо говоря, после него – хоть потоп. Конечно, если ПКРМ вновь победит (скорее всего, с более скромным итогом, чем в 2005-м) и войдет в парламент более или менее представительной фракцией, то экс-Молдаванбаши еще поборется: если фракция будет опять самой крупной, он сможет претендовать на пост спикера или главы правительства. Но что произойдет, если ПКРМ после выборов окажется лишь "одной из нескольких" в парламенте?

Куда уходит "пар гудков"?
А ведь Владимир Николаевич наверняка уже готовится к тому, что будет, когда кончится его второй и последний президентский срок. И посмотрите, весь свой остывающий пыл он сосредоточил на "приднестровской проблеме". Конечно, не для решения – ясно, что этого, по крайней мере при нем, уже не будет; видать, под занавес решил он, сколько можно трепать нервы, куражиться и делать гадости приднестровцам. Нет ни одного направления государственной политики, которую бы Воронин за годы лихого руления не загнал в самую невыгодную и путаную позицию, чтобы бросить ее и переключиться на какой-нибудь другой опиум для народа с лапшой на уши. Он перестал бороться за евроинтеграцию и против унионизации, в чем есть своя логика: для большинства жаждущих "войти в Европу" означает войти в Румынию, это для них вполне желательно или, по крайней мере, неизбежная цена за ЕС.

За дымовой завесой...
За дымовой завесой воронинских имитаций, за призраками бесчисленных потемкинских деревень вся его нынешняя возня вокруг Приднестровья выглядит назойливым отвлекающим маневром. От чего? От ползучей, как говорили раньше, а теперь уже вползшей к нам в дом унионизации. Трудно не заметить, что затеянная Ворониным – с явным опозданием лет на десять – евроинтеграция автоматически, хотел он того изначально или нет, играет на руку унионистам; в специфических условиях Молдовы, да еще после того, как Румыния вошла в ЕС, дуть в иерихоновы трубы "абсолютного приоритета" может только пособник унионистов.

И нашим, и вашим
Отмечу при этом, что развернувшаяся на данный момент по градам и весям Молдовы избирательная кампания в румынский парламент, в сущности, не встречает никакого сопротивления со стороны воронинского режима. Мало того: есть отчетливые признаки участия в ней и членов ПКРМ, притом отнюдь не только рядовых.

Один знакомый рассказал мне, как хлопочет с выдвижением в румынский парламент кандидатуры известного писателя Николая Дабижи (ныне бессарабского румына, а в прошлом – лауреата Ленинской премии комсомола) лицо, особо приближенное к Владимиру Воронину, его давний приятель и негласный юридический советник. Даже не знаю, верить этому или не верить, поскольку одновременно этот джентльмен опубликовал в еженедельнике "Коммунист" статью, обличащую Н. Дабижу и весь "Демократический форум молдавских румын". Но приходилось наблюдать и не такие раздвоения. Принцип "и нашим, и вашим, и за копейку спляшем" еще никто не отменял.

Румын и... многоточие
Во всяком случае дружное молчание всей президентской рати, включая ее предводителя, по поводу подрывной антимолдавской кампании "форума", а также фронтистов, с которыми так ладит наш антирумынист и еврокоммунист, весьма красноречиво. Что же касается участия в "евроинтеграционной унионизации" сотен и тысяч воронинцев, вступивших в ПКРМ уже после 2001-го, то это очевидный факт. Особенно среди чиновников, ревностно обслуживающих режим и в то же время надменно демонстрирующих свой "румынский дух" прямо на служебных постах; такие по традиции держат фигу в кармане и ждут, когда раскроется чрево троянского коня и можно будет с гордостью сказать: "Я – румын". И многоточие. До следующей смены флагов.

Небоскребы не той системы
Так кто же сказал, что на Молдову наступает мировой финансовый кризис и нам его следует бояться? Кризис – это когда банкиры, не в силах перенести утрату высосанных ими из масс денег, выбрасываются вниз головой из небоскребов-офисов, а безработные переполняют города и громят присутственные места. В Молдове зловещие неорумынские игрища разыгрываются на фоне достаточно рутинной социально-экономической ситуации. У нас никто из небоскребов не выбрасывается вниз головой – то ли небоскребы не столь высоки, то ли банкиры еще не насосались нашей крови, то ли они ценят свою жизнь больше, чем награбленные ими деньги.

У нас и протестные акции, и забастовки рутинные, малочисленные, быстро захлебывающиеся и бесплодные. И главное, мы привычно, по-воронински, развиваемся, главным образом по части цен, дороговизны. У нас и инфляция при этом совсем не страшная, даже ниже 10%. О чем тут говорить, тем более что скоро - наши (не румынские пока) парламентские выборы, а в такие периоды власть большого роста цен не допускает. И все, чья жизнь невыносима, могут утешиться: еще невыносимее она пока не станет. До весенних выборов.

Плата за демократию
Правда, низкий уровень инфляции и ее "почти-не-возрастание" сочетаются со стремительными скачками наших трат за всё - от местных овощей, в советские годы баснословно дешевых, а ныне мифически дорогих, и до полиса медицинского страхования, который в грядущем году будет стоить 2.637 леев и станет недоступен тому, кто должен его купить сам. Но это уж наша плата за ворономику, воронинскую евроинтеграцию и за двойную бухгалтерию во всех сферах - от изрядно темного бизнеса до политики высоких кабинетов, также весьма нечистой. Как говаривали в свое время в США: да, мол, рыночная экономика менее эффективна, нежели плановая, но "такова плата за свободу и демократию".

"пророссийская евроинтеграция"...
Кстати, о ворономике и продвижении в Европу. На днях прогрессивную общественность республики изрядно насмешил термин «пророссийская евроинтеграция Молдовы», введенный в обиход одним авторитетным московским изданием. Это надо понимать так, что наша страна будет верна и Западу, и России, и в ЕС войдет, и в СНГ останется, и рыбку съест, и...

Прямо-таки маг и чародей, а не государство. Но так не бывает. Понятно, что статья о потрясающих успехах воронизации Молдовы была оплачена из молдавского бюджета и рассчитана на людей, мало знакомых с нашей реальностью, но не зря говорят: заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.

...И глас вопиющего народа
Между тем опросы общественного мнения показывают, что третий после Грузии и Украины светоч демократии (то бишь Молдову) собственные граждане таковым отнюдь не считают. Об этом говорят результаты исследования "Восприятие населением демократического процесса в РМ", которые были представлены 18 ноября в Кишиневе. Оказалось, что 39,5% населения республики полагают, что режим в стране – авторитарный или диктаторский. Если к этому добавить, что как минимум 30% населения страны с похожим мнением находятся за пределами республики, то ясно, как наши люди относятся к власти. Оно, впрочем, и неудивительно...

0