474

Распадется ли Россия? ("Front Page Magazine", США)

Это парадокс, но претендующая на статус сверхдержавы Россия рискует долго не протянуть в нынешнем виде.


В конце прошлого месяца российский президент Дмитрий Медведев сделал поразительное признание. Выступая на совещании по социально-экономическому развитию Камчатки, он сказал: "Если мы не активизируем эту работу [на Дальнем Востоке России], то мы в конечном счете просто можем все потерять".

Слова Медведева выдают страх российских лидеров перед тем, что их страна может развалиться.

Хотя такое заявление многих шокировало, удивление здесь может вызвать лишь та откровенность, с которой высказался Медведев. А степень откровенности была такова, что одно российское информационное агентство даже назвало это заявление "беспрецедентным". Но признают это российские власти или нет, а история говорит о том, что Россия никогда не была стабильной страной. Она всегда боролась за сохранение своего территориального единства и целостности. Так было при царях, так было при коммунистах, так обстоят дела и сейчас - в постсоветскую эпоху.

Самым свежим напоминанием о присущей России нестабильности является Чечня. Несколько лет тому назад она едва не откололась от России, и Кремлю лишь ценой огромных усилий удалось сохранить ее в составе Российской Федерации. Но проблемы там отнюдь не закончились. Напряженность сохраняется, и есть ощущение, что скоро может произойти новая вспышка.

Однако Чечня не единственная часть России, настроенная на отделение. Есть и другие регионы, где преобладают сепаратистские настроения. Такая ситуация стала результатом целого сочетания факторов и тенденций, которые создают центробежную силу, угрожающую разорвать страну на части.

Для начала следует отметить, что размеры России сами по себе являются дестабилизирующим фактором. Это самая большая страна в мире, площадь которой составляет 17075200 квадратных километров. По протяженности она занимает треть Европы и всю длину Азии. Расстояние от восточной до западной оконечности России составляет умопомрачительную цифру - 9000 километров. Величие масштабов российской территории осознаешь тогда, когда задумаешься над тем, с какими странами она граничит: с Норвегией на западе, с Китаем на юге и с Северной Кореей на юго-востоке. На востоке России от ее границ до Аляски всего 80 километров по Берингову проливу.

Географическое положение столицы не очень-то способствует эффективному государственному управлению. Москва, находящаяся в западной части России, отделена от ее восточных границ 8 тысячами километров и десятью часовыми поясами. Путешествие из Москвы на камчатское совещание заняло у Медведева больше времени, чем полет из Нью-Йорка в Лондон.

Отвратительное состояние инфраструктуры страны еще больше затрудняет управление такой обширной территорией. Масштаб проблемы можно проиллюстрировать хотя бы парой сравнений. Соединенные Штаты Америки занимают вдвое меньшую территорию, чем Россия. Но там в восемь раз больше протяженность автодорог с твердым покрытием (4165110 км против российских 722000 км) и в шесть раз больше протяженность железных дорог (226612 км против 87157 км). Контраст в авиационной инфраструктуре еще резче. Количество аэропортов в США превышает число аэропортов в России в шестнадцать раз. Нехватка надлежащей инфраструктуры еще больше усугубляется ее состоянием. Многие российские дороги, особенно из числа находящихся за пределами крупных городских территорий, очень плохо ремонтируются. А что касается железных дорог, то электрифицированы они менее чем наполовину.

Клиффорд Леви (Clifford J. Levy) недавно очень ярко описал кризис российской инфраструктуры в своей статье в The New York Times: "Несмотря на то, что в последние годы Россия переживала мощный рост благодаря доходам от нефти и газа, она не добилась существенных успехов в деле диверсификации своей экономики. Нет у нее и видимых достижений в модернизации изношенной дорожной сети, электроэнергетической системы и жилого фонда".

С ним соглашается главный стратег московского банка "Уралсиб" Кристофер Уифер (Christopher Weafer): "За последние восемь лет они получили 1,3 триллиона долларов от продажи нефти и газа, но на эти деньги они так и не смогли поднять инфраструктуру страны".

Ситуация на Камчатке, где Медведев сделал свое поразительное заявление, наглядно демонстрирует остроту проблемы. Это крупный полуостров, сопоставимый по размерам с Японией. Но Камчатка не связана с материковой частью России транспортными линиями. Ее столица - второй по величине город в мире (после перуанского Икитоса) из числа тех, куда невозможно попасть на автомашине. Эксперт по региональному развитию России Максим Перов заявил недавно, что Дальний Восток страны по сути дела "полностью отрезан от остальной России". Перов заявляет, что регион достигнет большего, если будет сотрудничать с соседними азиатскими странами вместо того, чтобы ждать помощи от Москвы. Это вполне логично, поскольку импорт из азиатских стран на потребительском рынке данного региона уже составляет 90 процентов. В связи с этим нам не следует удивляться обеспокоенности Кремля по поводу того, что регион может попытаться отколоться от России и присоединиться к процветающим азиатским экономикам, таким как китайская, японская или южнокорейская.

Отсутствие единой и взаимосвязанной инфраструктуры и соответствующая изоляция региона еще больше усугубляется из-за неполноценности сетей связи. Хотя количество пользователей мобильными телефонами в стране быстро увеличивается, налицо острая нехватка проводных линий связи. А это непременное условие экономического роста и взаимодействия регионов. Хуже всего ситуация в сельских районах, где телефонная связь совершенно не отвечает современным техническим требованиям, а плотность ее очень низка.

Еще одна серьезная проблема - это состав населения России. Совершенно очевидно, что в силу своей огромной протяженности страна эта является домом для самых разных народов. Всего в ней проживает более 120 разных этнических групп - каждая со своим собственным языком. Они самые разные - от европеизированных русских на западе до чукчей на северо-востоке, которые живут в чумах, сделанных из шкур животных, доят оленей и поклоняются культу животных. Естественно, между этими группами существуют огромные различия в мировоззрении и взглядах. В связи с этим обеспечение национального единства является крайне трудной, а может быть, и невыполнимой задачей.

Самая многочисленная группа - это русские, составляющие почти 80 процентов населения страны. Именно они веками правили Россией. Большая часть других народов никогда не питала к русским особой любви, и их отношение к ним было разным - от неопределенности до открытой враждебности. Чувства эти взаимны. Согласно одному исследованию, более трети россиян считает, что многонациональный состав России наносит ей только вред.

Российские правители на протяжении всей истории стремились укрепить свою власть за счет переселения русских на восток. Зачастую процесс это проходил крайне болезненно и трудно, поскольку граждане не хотели переезжать в такие отдаленные и опасные места. Особенно жестоко этот процесс осуществлялся при Сталине, который проводил свою политику со свойственной ему беспощадностью. Сегодня большая часть русских, живущих в азиатской части России, принадлежит ко второму, третьему или еще более позднему поколению переселенцев. Многие из них считают Азию своим домом и не испытывают особой преданности к находящейся за тысячи километров Москве.

В дополнение к отсутствию национальной сплоченности, у России нет достаточного количества людей для эффективного освоения ее обширных территорий и использования неисчерпаемых природных богатств. Хотя Россия почти в два раза превышает Соединенные Штаты Америки по площади, ее население составляет всего 140 миллионов человек, то есть в два с лишним раза меньше, чем в Америке. Плотность населения страны одна из самых низких в мире, и равняется она 8,4 человека на квадратный километр. Поскольку большая часть населения сосредоточена в городах, огромные участки азиатской части России просто лишены присутствия человека.

Если страна эта и сейчас является малонаселенной, то в предстоящие годы ситуация будет только ухудшаться. В связи с низким коэффициентом рождаемости (1,4 ребенка на женщину) и короткой продолжительностью жизни (у мужчин она не дотягивает и до 59 лет), численность населения России сокращается опасными темпами. Согласно оценкам ООН, к середине столетия количество россиян сократится на треть. Понятно, что такое быстрое сокращение и без того малочисленного населения вполне может привести к национальному краху.

Огромные размеры России, отсутствие культурного единства, малочисленное и быстро сокращающееся население, слабая инфраструктура и нехватка линий связи - вот лишь немногие факторы, способствующие дезинтеграции России. Выступление Медведева на Камчатке показало, насколько сильно Кремль обеспокоен возможным распадом страны на части. Вот как о его выступлении сообщила российская информационная служба RBC News: ""Даже незыблемые с точки зрения обычного человека вещи иногда заканчиваются крайне драматическим образом", - заявил он [Медведев], имея в виду распад Советского Союза. Бездействие приведет к необратимым последствиям, и они наступят очень быстро, заявил президент, призывая чиновников действовать активно".

Это парадокс, но Россия, претендующая на статус сверхдержавы, имеет шанс не протянуть в своем нынешнем виде очень долго.

http://www.inosmi.ru/stories/08/05/06/3531/244736.html

У Владимира Путина не набирается много последователей.("The Wall Street Journal", США)

Что бы делала Россия без Даниэля Ортеги! Если бы не он, Кремль после своей августовской авантюры в Грузии оказался бы в еще большей изоляции.

Сегодня, когда после войны на Кавказе прошло уже два месяца, Никарагуа во главе с Ортегой остается единственной страной, последовавшей примеру Москвы и признавшей 'независимость' - а по сути аннексию Россией - грузинских провинций Южной Осетии и Абхазии. Учитывая, что Россия предпринимает серьезные дипломатические усилия в этом направлении, такой результат иначе как конфузом для Владимира Путина не назовешь.

Судите сами: даже 'страны-изгои' - чавесовская Венесуэла, кастровская Куба, Боливия, Иран и Сирия - отказываются это сделать. 'Клуб' из семи авторитарных государств бывшего СССР, называемый Организацией договора о коллективной безопасности, тоже не проявил энтузиазма. Даже марионетка Москвы в Беларуси - автократ Александр Лукашенко - 'подчинился' собственному беззубому парламенту, заявив Москве: извините, но пока nyet. В Шанхайской организации сотрудничества России дали от ворот поворот Китай и Индия.

Конечно, немало диктаторов выстроилось в очередь за военными, энергетическими или экономическими подачками Кремля - хотя теперь из-за резкого падения цен на нефть и котировок российских акций ему будет не так просто покупать себе сторонников. Тот же Лукашенко, к примеру, вполне возможно, тянет с признанием, надеясь обменять его на заниженные тарифы за российский газ. Однако даже его непоследовательные и агрессивные действия России на Кавказе очевидно заставили задуматься: а какие планы строит Москва в отношении самой Беларуси?

Помимо Ортеги, Москве удалось заручиться признанием Абхазии и Южной Осетии со стороны ХАМАСа, "Хезболлы" и двух молдавских регионов - Гагаузии и Приднестровья. Но это вряд ли может послужить утешением для Кремля, чья далекоидущая цель в ходе августовской войны состояла в провозглашении своеобразной 'доктрины Монро' в отношении своего 'ближнего зарубежья' и создании под своим руководством нового антиамериканского блока. Федор Лукьянов, редактор журнала 'Россия в глобальной политике', подытожил эту стратегию следующим образом: 'Нашим многолетним попыткам стать частью Запада пришел конец. Цель теперь состоит в том, чтобы быть самостоятельной державой в рамках многополярного мира, где Россия является одним из крупных игроков'.

Непросто, однако, стать крупным игроком, когда у тебя так мало друзей, а те что есть - далеко не первого разряда.

http://www.inosmi.ru/stories/06/06/13/3482/244746.html
0