Быть попрошайкой в Молдове: как устроен прибыльный бизнес
Этот бизнес режиссируется грамотными маркетологами и сценаристами, и, как показывает практика, подчиняется тем же законам рынка, что и любой другой вид деятельности.
За последние 25 лет жители Кишинева уже успели привыкнуть к попрошайкам. Никого уже не удивишь ни заплаканной молодой мамой с маленьким ребенком на руках, ни коленопреклоненной старушкой у входа в супермаркет, ни инвалидом в коляске на оживленных перекрестках города, ни чумазым полуголодным подростком.
Теперь уже редкий прохожий готов вытащить заветную бумажку из кармана, и поделиться ею с ближним своим. И не потому, что мы ужесточились и нам стало плевать на человеческое горе, совсем нет. Молдаване все такие же добрые и гостеприимные, все также готовы поделиться куском хлеба и отдать последнюю рубаху. Они не стали равнодушнее, просто поумнели.
Теперь уже каждый знает, что «попрошайничество» стало прибыльным бизнесом, а некоторые их тех, кто стоит весь день с протянутой рукой, зарабатывают не меньше, а иногда даже больше менеджера верхнего звена. Известно, что весь этот бизнес находится под жестким контролем криминальных структур, и совсем немного уступает в прибыльности торговле наркотиками или рынку сексуальных услуг.
Случайных попрошаек почти не бывает, все они находятся под постоянным контролем своих «бригадиров», которые распределяют «побитых судьбой» на рабочие места, следят, чтоб не мешали работать, решают вопросы с полицией. Ежедневно каждый попрошайка обязан «сдать кассу», и, либо забирает все остальное, либо получает процент от принесенного. Еда, как вы понимаете, их интересует меньше всего, несмотря на то, что просят подаяние на кусок хлеба. Бригадиры, в свою очередь, несут «кассу» тем, кто повыше них рангом, и крышуют всю сеть от именитых представителей органов правопорядка. А те, в свою очередь, делятся уже с начальниками на уровне города –республики. Обычная коммерческая структура частного бизнеса, о которой можно прочитать в любом учебнике по экономике и маркетингу.
Дабы убедиться в достоверности этой схемы, достаточно проследить за «завсегдатаями» - у профессионалов, в отличие от случайных, есть постоянное хлебное место, часы работы, даже маршруты работы. К примеру, уже десятый год подряд у бывшего супермаркета «Green Hills» (ныне Velmart) каждый день к 16.30-17.00 появляется бедно одетая старушка в очках с толстыми стеклами. Десятый год подряд она собирает деньги «на глазную операцию, иначе ослепнет». Она стоит у супермаркета до 20.00-20.30 приблизительно, затем переходит дорогу и около часа стоит у магазина напротив, так как там публика более дорогая и приезжают за продуктами позже. Затем она уже идет к террасе близлежащего ресторана Jack’s Bar & Grill, где каждый вечер все столы заняты гламурной и денежной публикой.
Эта бабушка могла бы сделать несколько операций у самых именитых врачей в частных клиниках, пройти реабилитацию, купить квартиру с машиной, и нанять домработницу и личного водителя. Ради эксперимента, было посчитано, сколько денег она собрала за час простоя у Grand Hall, а затем и у ресторана, и оказалось, что за полтора часа бабушка наварилась где-то на 370 леев. Приблизительно столько зарабатывает средней руки менеджер за 8 часов работы, а не за полтора часа. По словам одного из охранников, это еще был плохой день, ибо обычно бабуля уносит с собой около 700-800 леев. И, так как она «работает» у магазина очень давно, иногда делится с охранниками и очень сожалеет о том, что люди очерствели, потому что всего десять лет назад она уносила в два, а иногда и в три раза больше денег. Есть такие женщины, просящие подаяние и в центре, которые питаются в заведениях общественного питания и домой отправляются на такси.
Так почему же люди продолжают давать деньги попрошайкам?
Потому что, как упоминалось выше, это хорошо организованная структура. Как только определенный сценарий перестает работать, его тут же заменяют на другой, и проверяют эффективность нового образа «на кошках», то бишь на нас с вами. Помните истории про погорельцев в транспорте? Эта басня приносила бешеную прибыль несколько лет подряд. Затем их сменили молодые мамы с грудными детьми, на них клиент «реагировал» очень положительно. Сегодня пользуется спросом хорошо одетые молодые люди, которые потеряли кошелек с документами, и им не хватает всего 10 леев, чтобы купить билет до Бельц, Сорок, Бричан и других городов.
В глубине души, несмотря на суровые времена, мы такие же добрые и отзывчивые, и хотим помочь попавшему в беду ближнему. Поэтому, каждый раз клюем на выдуманное профессионалом горе.
Наши власти очень любят критиковать советское прошлое. Только вот, при советском руководстве у нас не было попрошаек, их выселили из городов за 101-й километр под подписку. Заселили в пустующие после войны дома, дали надел земли, приобщили к колхозным сельхозработам. То бишь, сделали из них полезных обществу граждан.
Так почему сейчас власти не реагируют на процветающую криминальную структуру под самым носом? У них есть все инструменты под рукой – чтоб найти, привлечь к ответственности, наказать.
Юрист Виктор Адвахов отмечает, что в Уголовном кодексе Республики Молдова существует статья 201 (1), в которой говорится, что организация попрошайничества, которая включает в себя вербовку, подстрекательство либо принуждение к попрошайничеству, с целью получения материального дохода, является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.
А лиц, вина которых в организации подобного рода деятельности доказана, наказывают лишением свободы сроком от 3 до 5 лет.