751

Требуется премьер-министр. Противников евроинтеграции просьба не беспокоить

партии, выборы
Фото: noi.md


Сейчас, когда создана коалиция правящего меньшинства, избран председатель парламента и угроза досрочных выборов как будто миновала, главным вопросом повестки дня становится кандидатура будущего премьер-министра.

На этой неделе президент Николай Тимофти возобновил консультации с парламентскими партиями по вопросу выдвижения кандидата на пост премьера. Консультации будут проведены с фракциями ЛДПМ, ПКРМ, Демпартии и ЛП (с социалистами Николай Тимофти встречался 13 января).

Естественно, что от самого главы государства в этом вопросе ничего не зависит: какую фамилию назовет президенту связка ДПМ-ЛДПМ, такую он и выдвинет в качестве кандидата на пост премьер-министра. А вот здесь, предполагают эксперты, может закрутиться определенная интрига.

ДПМ и ЛДПМ раскрыли кадры

В начале этой недели Демпартия и ЛДПМ опубликовали подписанное ими в пятницу, 23 января, соглашение о создании Альянса за европейскую Молдову. В том числе и приложение о распределении должностей.

Согласно этому документу, ЛДПМ в парламенте достается пост вице-спикера и руководство комиссиями по экономике, бюджету и финансам и по культуре. А в правительстве – пост премьер-министра, а также руководство в министерстве иностранных дел и европейской интеграции, минфине, министерствах юстиции, внутренних дел, обороны, сельского хозяйства, окружающей среды, просвещения и здравоохранения.

Демократам, помимо должности председателя парламента и руководства парламентскими комиссиями по праву, назначениям и иммунитету и по внешнейполитике, отошли министерства регионального развития и строительства, транспорта и дорожной инфраструктуры, культуры, труда, социальной защиты и семьи, информационных технологий и связи, молодежи и спорта, а также пост вице-премьера по реинтеграции.

Таким образом, вопреки околопереговорным слухам (утверждалось, что МВД якобы отойдет ДПМ), каждая из правящих партий осталась при своем. Плюс Демпартия и ЛДПМ по-братски разделили между собой министерства, которые в прежней коалиции принадлежали либерал-реформаторам. Новшеством стала только передача должности вице-премьера по реинтеграции от либерал-демократов Демократической партии.

“При внимательном изучении соглашения о создании Альянса за европейскую Молдову, четко видно, что Демократическая партия сохранила за собой все важнейшие финансовые потоки. Из пяти финансовоформирующих госучреждений, четыре – министерство экономики, министерство транспорта, министерство информационных технологий и (негласно) Национальный банк - у демократов. У ЛДПМ только минфин с подотчетными ему налоговой и таможней. Это тоже деньги, но это деньги, которые приходится выбивать из бизнеса, что чревато. А по большинству госучреждений, доставшихся демократам, денежные потоки идут из-за рубежа”, - заявил в интервью noi.md политолог Богдан Цырдя.

Теперь, когда должности поделены, на них необходимо назначить нужных людей. По мнению экспертов, большинство прежних министров от ДПМ - Павел Филип (министр информационных технологий), Моника Бабук (министр культуры), Валентина Булига (министр труда и соцзащиты), может быть Василий Ботнарь (министр транспорта) - скорее всего, останутся на своих должностях.

Под вопросом у экспертного сообщества министр регионального развития и строительства Марчел Рэдукан – человек из команды Дмитрия Дьякова. Министром молодежи и спорта может остаться Октавиан Бодиштяну, вовремя покинувший Партию либерал-реформаторов и вступивший в ДПМ. Или нынешний депутат, кикбоксер Константин Цуцу. Правда, его назначение чревато для ДПМ скандалом, так как Цуцу проходит по уголовному делу об убийстве в Оргееве в 2012 году предполагаемого криминального авторитета Алексея Веретка.

У ЛДПМ с кадрами немного сложней. “Ударное звено” Владимира Филата – бывший министр юстиции Олег Ефрим и глава МВД Дорин Речан – накануне парламентских выборов объявили, что уходят из политики и не собираются входить в состав нового правительства, даже если им это предложат. Деятельность Андрея Усатого на посту министра здравоохранения давно уже вызывает вопросы. Главу минсельхоза Василия Бумакова многие называют “очень даже неплохим министром”, но в ходе коалиционных переговоров ходили упорные слухи, что этот пост в качестве компенсации обещан бывшему председателю фракции ЛДПМ Валерию Стрельцу.

Так что пока на 90% можно утверждать, что свои посты в новом правительстве сохранят министр просвещения Майя Санду и министр финансов Анатолий Арапу.

Лянкэ vs Герман

Самая большая интрига – кто станет премьер-министром. “Сейчас называются имена двух вероятных кандидатов – действующего премьера Юрия Лянкэ и министра иностранных дел Натальи Герман. С политической точки зрения для Республики Молдова имеются свои плюсы в назначении их обоих. Юрий Лянкэ считается евроинтегратором №1, его хорошо знают в Брюсселе, где он пользуется определенной поддержкой. А Наталья Герман могла бы придать исполнительной власти новый импульс. Она тоже является последовательным евроинтегратором. К тому же назначение женщины на пост премьер-министра не может не приветствоваться западными партнерами.

Однако если подойти к данному назначению с практической точки зрения, плохо, что руководить правительством опять будет дипломат. У Молдовы сейчас начинается новый этап развития, когда нужно больше сконцентрироваться на внутренних проблемах, нежели на каких-то внешних аспектах. Поэтому новому правительству, скорее, нужен грамотный менеджер, финансист, а не дипломат”, - считает директор Европейского института политических исследований Виорел Чиботару.

В пятницу, 23 января, после официального объявления о формировании Альянса за европейскую Молдову (АЕМ), лидер ЛДПМ Владимир Филат заявил, что Юрий Лянкэ остается кандидатом партии на пост премьер-министра. Хотя для самого Филата с имиджевой точки зрения и с точки зрения авторитета в партии, это назначение крайне не выгодно.

По мнению политолога Богдана Цырди, при выдвижении и голосовании за кандидатуру премьер-министра может быть разыграна определенная комбинация.

“Лянкэ – человек амбициозный. После подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом он считает себя почти национальным героем, крейсером евроинтеграции. За ним сейчас стоит часть ЛДПМ. Поэтому, чтобы не провоцировать раскол в партии, думаю, что Филат пойдет на выдвижение Лянкэ в премьер-министры. А вот проголосует за него парламент или нет – другой вопрос. По некоторым данным, Партия коммунистов готова поддержать миноритарное правительство, которое создадут ЛДПМ и ДПМ, только в том случае, если во главе него не будет стоять Юрий Лянкэ.

В итоге, что может получиться: президент по представлению ЛДПМ выдвигает Лянкэ в качестве кандидата на пост премьер-министра. Но при голосовании в парламенте его кандидатура не набирает необходимого количества голосов. Тогда выдвигается новый кандидат, которым могла бы, к примеру, стать г-жа Герман. Все видимые формальности либерал-демократами соблюдены. Конечно, это не исключит возможности раскола в ЛДПМ. Но Лянкэ не боец. А без должностей и функций его - на данный момент весьма высокий личный рейтинг, - очень быстро скатится вниз”, - считает Богдан Цырдя.

Будет разыграна такая комбинация или нет, но Партия коммунистов (хотя официально она и не вошла во власть) будет играть чуть ли не основополагающую роль в жизни новой правящей коалиции. Потому что без голосов коммунистов ЛДПМ и ДПМ не смогут не только утвердить новое правительство или избрать президента, но и даже проголосовать за тот или иной законопроект. Поэтому некоторые политические эксперты предсказывают Альянсу за европейскую Молдову недолгое существование и предрекают, что рано или поздно произойдут досрочные парламентские выборы.

“Я не думаю, что, формируя коалицию правящего меньшинства, ДПМ и ЛДПМ не продумали этот вопрос. У них в любой момент в наличии неоднократно опробованный план “Б”: выход отдельных депутатов из своих фракций или создание независимых парламентских групп, которые будут голосовать вместе с фракциями правящих партий.

С другой стороны, двери нового альянса для либералов окончательно не закрыты. Хотя, надо признать, что правящая связка ЛДПМ и ДПМ даст более эффективные результаты, чем их правление совместно с непредсказуемой Либеральной партией, которая не раз создавала и в Альянсе за евроинтеграцию №1, и в Альянсе за евроинтеграцию №2 достаточно большие внутренние сложности. При союзе ДПМ и ЛДПМ политика станет более предсказуемой, достаточно прогнозируемой и менее радикальной, чем при их правлении совместно с либералами”, - считает Виорел Чиботару.

А Богдан Цырдя уверен, что ПКРМ в ее нынешнем виде не будет становиться в позу и провоцировать досрочные выборы: “Те, кто это мог сделать, выведены из состава партии. В ПКРМ остались бизнесмены, многие из которых уже пристроены. Витюк стал вице-спикером парламента, Иванова – председателем фракции, Решетникова прочат в председатели ПКРМ, думаю, что Рейдман тоже будет пристроен”.

Да, признает политолог, в нынешнем парламенте ни один законопроект не может пройти без голосов коммунистов. Но, по его мнению, это значит, что ПКРМ на четыре года, пусть и негласно, вошла во власть: “Я не исключаю, что при избрании президента весной 2016 года Партии коммунистов даже могут достаться несколько постов вице-премьеров”.

“А становиться в позу ПКРМ не будет. Во-первых, не зря именно сейчас были вынесены приговоры по делу Папука и Ботнаря. Это своего рода сигнал-предупреждение. Во-вторых, установлена экономическая связка неофициального альянса ДПМ-ЛДПМ-ПКРМ, и рвать ее не в интересах коммунистов”, - уверен Богдан Цырдя.
 

0