1069

На пороге нового мироустройства

Александр ДОНЕЦКИЙ
 

Реакция европейских государств на санкции России, введённые в ответ на европейские ограничения для РФ, оказалась близка к шоковой. И не только из-за психологического эффекта, сформулированного министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом («В наше время только США и Евросоюз имеют право наказывать плохих мальчиков, у России такого права нет»), но и по причине грустных перспектив, вытекающих из этих санкций для экономики многих государств Евросоюза. 

В первые дни журналисты на Западе с воодушевлением сообщали, что российское руководство, вводя ограничения на импорт европейских продуктов, собирается уморить собственный народ голодом. Однако подобные сообщения так же далеки от реальности, как и профессиональный уровень авторов статей о грозящем России голоде от серьёзной аналитики.

Во-первых, в мире практически не осталось уникальных товаров, не имеющих аналогов, производимых в других странах. И данные товары, как и всё уникальное, доступно лишь очень узкому кругу ценителей, а не массовому потребителю. Согласитесь, ограничение на ввоз аутентичной пармской ветчины отнюдь не вызовет голодных бунтов в населённых пунктах Бурятии, а отсутствие в минимаркетах шампанского марки «Вдова Клико» вряд ли скажется на умонастроениях жителей Славянска-на-Кубани.

Во-вторых, рынок не терпит пустоты. Вместо «ножек Буша» на прилавках окажутся куриные окорочка российского производства, вместо голландских и итальянских «массовых» сыров в российскую провинцию хлынут лицензионные или похожие товары из Казахстана и Белоруссии, ныне конкурирующие друг с другом на российском рынке молочной продукции. А у многих любителей фруктов появится возможность вспомнить, что отнюдь не Варшава, а Алма-Ата переводится на русский язык как «Отец Яблока».

В-третьих, за введение санкций против России благодарить Вашингтон и Брюссель будут те страны, совместно с которыми Москва уже строит новый экономический союз, либо те, которые готовятся к этому союзу присоединиться.  Ведь теперь часть российских денег пойдёт на финансирование сельского хозяйства союзных России стран, а не европейских фермеров.

Своей санкционной политикой Европа и США сами себя высекли, обеспечив себе убытки в размере 12 млрд. долл. Для государств Прибалтики потери настолько существенны, что даже до введения Россией ответных санкций прогнозировалось падение ВВП на 10%. Сегодня же ряд рыбоконсервных предприятий Латвии, 90% продукции которых поставляется в РФ, готовятся объявить о банкротстве. Та же ситуация в Литве, теряющей покупателей двух третей производимой свинины, и Эстонии, от четверти до трети сельхозпродукции которой идёт в Россию. В панике финские производители масла, с начала ХХ века ориентированные на российский рынок, а также польские садоводы. Миллиарды евро недополучат голландские, венгерские, болгарские, германские, французские, итальянские крестьяне и норвежские рыбаки.

Для Европы политические последствия послушного исполнения воли Белого дома могут оказаться очень существенными. Так, финские политики прогнозируют уже в текущем году политический кризис и досрочные выборы под лозунгом «Прочь от Брюсселя». Руководство традиционно экономически ориентированной на Россию Венгрии открыто заявляет о своём нежелании подчиняться требованиям Еврокомиссии. Зреет недовольство политикой центральных органов ЕС в Болгарии и Греции, где доля России в экспорте достигает 20,2 и 12,4% соответственно.

Экономические последствия бездумного следования в фарватере американской санкционной политики уже ощутили на себе Германия, Италия и Франция, являющиеся основными донорами европейского бюджета. Если Париж фиксирует нулевой рост ВВП, то Рим и Берлин отчитываются о его падении на 0,2%. И компенсировать убытки от собственных и встречных санкций Европе просто нечем. То есть, идя на уступки Вашингтону, Европа обрекает себя на новый кризис, выбираться из которого хотя бы до уровня ВВП 2008 года, например Финляндии, придётся не менее 10 лет.

А самое неприятное для европейцев то, что они своими действиями добились старта процесса реструктуризации целого сегмента мировой экономики, добровольно сдав свои позиции конкурентам из бурно развивающихся государств Азии и Южной Америки…

Так о готовности заместить европейских производителей овощей и фруктов в России уже заявили Китай, Турция и Израиль. Сокращение поставок мяса из Европы готовы компенсировать Бразилия, Аргентина и Новая Зеландия, не пожелавшая терять российский рынок присоединением к американским и европейским санкциям. В стороне от санкций прочих европейцев осталась Швейцария, молочная и сырная продукция которой ничуть не хуже итальянской, французской и голландской. Несмотря на формальную поддержку официальным Токио позиции США, японские рыбаки вряд ли откажутся от возможности потеснить европейских конкурентов. 

Разумеется, США и Брюссель пытаются оказать давление на указанные государства, добиваясь их присоединения к антироссийским санкциям. Однако дело уже сделано: процесс отмирания сельскохозяйственной отрасли беднейших государств ЕС начался, новый виток экономического кризиса в Европе, который может если не разрушить Евросоюз, то надолго заморозить уровень благосостояния европейцев, стартовал. Вместо Европы экономический толчок, вызванный поступлением российских денег, получат государства БРИКС, Таможенного союза и другие развивающиеся экономики «периферийного мира».

И это не предел: Вашингтон и Брюссель в своём стремлении окончательно уничтожить европейскую экономику под аплодисменты азиатских конкурентов уже обсуждают санкции против России, касающиеся поставок в Европу энергоносителей. Каковы будут последствия этого шага для государств ЕС, зависимых от России на 10-100%, остаётся только догадываться. Одно можно сказать с уверенностью: даже без санкций в области энергоносителей мы на пороге заката Европы и бурного роста Азии и Латинской Америки, господа!

коллаж: polit.ru

 



Источник: fondsk.ru.
0