789

Как европейская интеграция переходит в экономическую эксплуатацию

Выступление Игоря Додона, лидера Партии социалистов Республики Молдова на Петербургском Международном Экономическом Форуме.


Общеизвестно, что экономика, по сути, это наука о том, как люди принимают решения. Правильные решения ведут к прогрессу, неверные решения – к упадку и коллапсу общества. Исходя из этого понимания экономики, я склонен ожидать больших экономических проблем для моей страны, Республики Молдова, поскольку власти в Кишиневе пошли по очень болотистому внешнему пути.

27 июня Республика Молдова подпишет Соглашение об ассоциации со странами Европейского союза. За всю свою новейшую историю Молдова никогда и ни с одним своим внешним партнером не подписывала столь ассиметричного, непропорционального соглашения, сулящего ей весьма сомнительные экономические и политические выгоды.

Соглашение предусматривает развитие сотрудничества в очень многих областях жизнедеятельности.

Но как практически предусматривается строить и развивать это сотрудничество? Подход очень простой. Одна сторона Соглашения – Республика Молдова — должна внедрять принципы, правила и законодательство другой стороны – Европейского союза, который, в свою очередь, не берет на себя никаких значимых обязательств по Молдове.

Республика Молдова должна внедрить около 400 директив и регламентов ЕС, большая часть которых относится к регулированию сферы экономики. Установлены и сроки их внедрения – от 1 года до 10 лет.

Что предлагается Молдове взамен, кроме «развития сотрудничества»? Взамен – режим свободной торговли, который вводится в условиях неравновесного соотношения товарообменных операций между Молдовой и странами ЕС. У Молдовы сложилось большое отрицательное сальдо торгового баланса с этой группой стран, которое постоянно возрастает. Импорт из ЕС в Молдову в 2,2 раза превосходит экспорт из Молдовы в ЕС. По итогам прошлого года дефицит торгового баланса со странами ЕС составил 1,3 млрд. долларов, или 17% ВВП Молдовы. Казалось бы, что при таком неравновесном соотношении торговых потоков новые условия внешней торговли со странами ЕС должны быть, как минимум, равно выгодными. Однако это не так — во-первых, эти условия не симметричны и, во-вторых, более выгодны странам ЕС, чем Молдове.


Первое. Около половины (48%) молдавского экспорта в страны Евросоюза – это так называемый «экспорт товаров после переработки», то есть произведенных из давальческого сырья по документации европейских заказчиков. Это швейные и трикотажные изделия, кожгалантерея и обувь, комплекты электропроводки для автомобилей. Эти товары и сейчас, до внедрения Соглашения с ЕС, экспортируются без уплаты ввозных пошлин. Таким образом, в этом, самом большом сегменте экспорта каких-либо новых преимуществ от свободной торговли получить просто невозможно.

Второе. Часть экспорта из Молдовы в ЕС будут ограничены рядом бестарифных квот и количественных ограничений. Соглашением устанавливает один из трех механизмов: твердые бестарифные квоты, пониженные пошлины или предельные объемы поставок без взимания пошлин. Эти предельные объемы могут быть Евросоюзом повышены, если Республика Молдова докажет, что у нее есть достаточные объемы производства тех или иных товаров, чтобы претендовать на увеличение их экспорта в ЕС без уплаты таможенных пошлин. Под такие условия «свободной торговли» с ЕС попадают в основном традиционные для Республики Молдова группы экспорта – многие сельскохозяйственные товары и продукты перерабатывающей промышленности, включая виноград, виноградный сок, кукурузу, яблоки и пр. Нынешние объемы экспорта в ЕС данной группы товаров невелики – около 0,5%. Но вряд ли Молдове удастся их увеличить при тех ограничениях их ввоза в страны Евросоюза, которые содержатся в Соглашении.

Третье. Только для половины объемов экспорта из Молдовы в ЕС сразу будут введены новые, действительно беспошлинные условия их ввоза в европейские страны.

В то же время, чтобы нарастить объемы экспорта в ЕС и использовать для этого режим свободной торговли нужно внедрить европейские стандарты, систему сертификации, правила и нормы фитосанитарного и ветеринарного контроля и пр. В настоящее время подготовленность Молдовы в этом отношении явно недостаточная. Поэтому нетарифные барьеры достаточно высоки, чтобы ожидать в ближайшем будущем ощутимого роста экспорта в ЕС тех товаров, которые смогут экспортироваться в беспошлинном режиме.

Как же будет осуществляться импорт товаров из стран ЕС согласно Соглашению?

Естественно, нетарифных барьеров у стран ЕС в торговле с Молдовой не существует, и они не появятся.

Новые условия импорта в Молдову для стран Евросоюза будут достаточно выгодными.
Первое. Давальческое сырье будет поступать на переработку в Молдову, как и сейчас, беспошлинно. Оно составляет всего 18% в общем импорте стран ЕС.

Второе. Еще около 17% объемов импорта из стран Евросоюза будут ввозиться в условиях постепенного снижения таможенных пошлин. Пошлины на них будут снижаться поэтапно до «0», в течение 3-10 лет.

Третье. И примерно на 2/3 импорта из ЕС пошлины будут отменены сразу после внедрения Соглашения.

Таким образом, сразу после введения режима свободной торговли страны ЕС смогут беспошлинно поставлять на молдавский рынок около 65% от объемов своего импорта в Молдову. При этом Молдова сможет в беспошлинном режиме ввозить в ЕС лишь 50% от объемов своих поставок на рынок стран Евросоюза.

В результате, по нашим оценкам, объем «беспошлинного импорта» из ЕС в Молдову сможет почти в 3 раза превысить объем «беспошлинного экспорта» из Молдовы в ЕС.
Разве такие условия свободной торговли можно считать симметричными и взаимовыгодными? Конечно, нет.

Соглашаясь на создание зоны свободной торговли с ЕС, Республика Молдова отказывается от участия в процессах евразийской интеграции. Таким образом Молдова останется за рамками каких-либо глубоких экономических интеграционных процессов – как на Востоке, так и на Западе.

Ведь Европейский союз не предлагает создать с ней таможенный союз, общий рынок, единое экономическое пространство. Экономическая интеграция со странами ЕС ограничивается лишь созданием зоны свободной торговли с немалыми рисками для молдавской стороны. И один из главных рисков — это постепенная потеря рынков стран Таможенного союза вследствие применения ими защитных мер.

Но главное – это потеря тех потенциальных преимуществ, которые Молдова могла бы приобрести при вступлении в Таможенный союз и формируемый Евразийский экономический союз.

В рамках евразийской интеграции решается целый ряд задач, которые для молдавской экономики являются стратегическими.

Прежде всего, это создание общего агропродовольственного рынка, в котором Молдова могла бы участвовать с выгодой не только для себя, но и для других стран Евразийского экономического союза, поставляя на общий рынок свои традиционные фрукты, овощи, вино и готовые пищевые продукты. Потенциал производства и поставок такой продукции на общий рынок мог бы значительно возрасти, если бы Молдова стала участницей проекта Евразийской интеграции.

Перспективным для Молдовы является и участие в общем электроэнергетическом рынке. С одной стороны, на правом берегу Днестра имеется большой дефицит генерирующих мощностей и, соответственно, дефицит производства электроэнергии. С другой стороны, на левом берегу Днестра имеется крупная электростанция (Молдавская ГРЭС), мощности которой избыточны по отношению к потребностям в электроэнергии обоих берегов Днестра. Участие Молдовы в общем электроэнергетическом рынке стран Евразийского экономического союза содействовало бы не только эффективному снабжению Молдовы электроэнергией, но и ее экспорту.
Существует и «трудовое» тяготение Молдовы к восточному пространству. Основная часть молдавских трудовых мигрантов (70%) работает в Российской Федерации. В случае присоединения к «Соглашению о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» улучшились бы условия трудовой деятельности молдавских граждан, работающих в России. Российская Федерация имела бы устойчивый, адаптированный к своему культурному и языковому пространству приток рабочей силы, что ей было бы выгодным в условиях нехватки собственных трудовых ресурсов.

Но, пожалуй, самый главный плюс присоединения Молдовы к Таможенному союзу и Единому евразийскому экономическому союзу – это возможность решения приднестровской проблемы и реинтеграции страны. Евразийская интеграция, по нашему мнению, — это наиболее безболезненный и быстрый путь к окончательному решению данной проблемы по сравнению с тем опасным сценарием развития событий, который может развернуться в случае поворота Молдовы на Запад, к чему ее будет подталкивать внедрение Соглашения об ассоциации с Европейским союзом.

Таким образом, Республика Молдова находится на распутье. Власть настойчиво «проталкивает» евроинтеграцию, которая, как я описал, превращается в особую форму экономической эксплуатации. Молдова становится своеобразной третьесортной колонией для ЕС и рынком сбыта европейских товаров.

Очевидно, что власть в своем выборе преследует лишь собственные эгоистичные интересы и выгоды. В европейских банках хранятся миллионные счета многих кишиневских политиков. Они послушно следуют всем указаниям Брюсселя, Бухареста и Вашингтона.
В то же время, большинство населения желает сближения с Россией и вхождения Молдовы в Таможенный союз. Люди отчетливо видят общие выгоды Восточного вектора. Это видит и понимает Партия социалистов, которую я представляю. Я уверен, что рано или поздно, Молдова сменит свой внешнеполитический курс и пойдет по восточному пути, который более выгоден для страны с социально-экономической точки зрения, а также более близок нашему народу с исторической и культурной точек зрения. Уверен, что Молдова, в конечном итоге, примет верное решение.

AiF.MD

0