Крым вошёл в состав России. На очереди – Приднестровье и Гагаузия?
Россия воспользовалась прецедентом Израиля
16 марта – в день 70-летия начала операции по освобождению Крыма от немецко-фашистских захватчиков, на территории этого региона состоялся референдум по вопросу о будущем региона. Явка на этом референдуме превысила все мыслимые показатели и составила 81,3% участников. За вхождение Республики Крым на правах субъекта в состав Российской Федерации проголосовали 97,47% участников референдума. Только 2,53% проголосовали за сохранение Крыма в составе Украины.
Уже на следующий день, промыслительно совпавший с 23-летней годовщиной референдума о сохранении СССР в 1991 году, президент России Владимир Путин, считающий развал Советского Союза крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века, подписал указ о признании Республики Крым вместе с городом Севастополь в качестве независимого государства. А на следующий день, после своего внепланового выступления перед Федеральным собранием, Президент России Владимир Путин вместе с руководством Крыма и города Севастополь подписали соглашение о вхождении новых территорий в состав России и создании двух новых субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города Севастополь.
Таким образом, Россия стала вторым после Израиля государством, которое после Второй Мировой Войны аннексирует территории, ранее принадлежавшие другому государству. В 1948 году, после «Войны за независимость», Израиль включил в свой состав обширные территории, которые, согласно плану раздела Палестины (резолюция Генеральной ассамблеи ООН №181), были отведены под арабское государство. Тогда же в состав Израиля была включена западная часть Иерусалима, который, согласно той же резолюции Генассамблеи ООН, был объявлен городом под международным контролем. Восточная часть Иерусалима была аннексирована Иорданией, и эту аннексию признали СССР и Великобритания.
В 1967 году, в ходе «Шестидневной войны», Израиль оккупировал новые значительные территории вместе с восточным Иерусалимом и его святынями трёх мировых религий. Синайский полуостров по Кэмп-Дэвидскому соглашению 1979 года был возвращён Египту. Но в 1980 году Израиль аннексировал восточную часть Иерусалима и объявил город «единой и вечной столицей Израиля». А год спустя, в 1981 году, Израиль включил в свой состав отобранные у Сирии Голанские высоты. Оба эти решения были отвергнуты и осуждены Советом безопасности ООН (резолюции №242, 478 и 497), однако это не мешает Израилю активно развивать и обустраивать данные территории.
Кроме того, Израиль, хоть и не аннексирует, но контролирует и развивает исторические области Иудея и Самария (известные как Западный берег реки Иордан), на территории которых созданы достаточно крупные города и поселенческие блоки общей численностью в десятки тысяч жителей.
Бухарест и Киев объединяют усилия
Нас интересует вопрос, что в связи с крымскими событиями будет дальше с нашим регионом, и в первую очередь, с Приднестровьем? Сегодня отношения между двумя странами-гарантами переговорного процесса обострились до предела. Российская Федерация отказалась признать легитимность новой власти на Украине, а та, в свою очередь, обвиняет Россию в агрессии против Украины. Поскольку страны находятся де-факто в состоянии войны, а на Украине, по словам президента Владимира Путина, в результате революции возникло новое государство, нынешний переговорный формат уже де факто не действует.
Украина после переворота начинает занимать всё более жёсткую позицию в отношении Приднестровья. Так, был заблокирован доступ на территории страны мужчин от 18 до 65 лет, обладающих российским гражданством. Приднестровцы, обладающие российскими паспортами, оказались лишены возможности покидать территорию республики иным путём, кроме как через кишинёвский аэропорт.
4 марта состоялся телефонный разговор между главой МИД Румынии Титусом Корлэцяном и назначенным новыми киевскими властями главой МИД Андреем Дешицей. Стороны обсудили взаимный интерес в урегулировании приднестровского конфликта. В тот же день посол Украины в Румынии Теофил Бауэр заявил румынскому государственному информационному агентству Agerpres, что «нынешние события вокруг Крыма являются дополнительным аргументом в пользу скорейшего решения приднестровской проблемы», что, по его словам, «привело бы к большей стабильности в регионе». Украинский посол в Бухаресте особо подчеркнул, что «там, в Приднестровье, у Украины есть свое важное сообщество» (имея в виду, скорее всего, 160 тысяч этнических украинцев, живущих в регионе).
Затем, посетив Киев, глава румынского МИД выразил «крайнюю озабоченность» возможностью формирования «связки, пояса замороженных конфликтов – от Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии, затем в Крыму и через Одессу в Приднестровье».
Титус Корлэцян провёл параллель с ситуациями в Приднестровье и Крыму: «Да, существует схожая типология, которая использовалась каждый раз Российской Федерацией для так называемого права на вмешательство для защиты родственных меньшинств или собственных граждан, находящихся на территории другой страны».
Министр иностранных дел Румынии поддержал действия Киева по усилению контроля на границе с Приднестровьем. По его словам, «из Приднестровья происходило перемещение провокаторских элементов в другие регионы, в том числе Крым». Примечательно, что премьер-министр Молдовы Юрий Лянкэ на пресс-конференции 10 марта назвал «безосновательными и провокационными» утверждения о возможности участия российских войск в Приднестровье и силовых структур самой ПМР в дестабилизации ситуации в соседних регионах Украины.
Титус Корлэцян подтвердил, что Румыния поддерживает «суверенитет и территориальную целостность» Украины и заранее "не признает" референдум о самоопределении Крыма, а также призывает к политическому разрешению кризиса на Украине. Министр также сообщил, что в ходе его визита в Киев было подписано «соглашение о мерах по укреплению доверия и безопасности» между Украиной и Румынией.
Таким образом, наметилась ось между Бухарестом и послереволюционным Киевом, несмотря на то, что захватившие власть на Украине радикалы первым делом попытались отменить закон о региональных языках (что лишало румынский язык регионального статуса в Черновицкой области), а из Румынии доносились голоса о необходимости воспользоваться ситуацией и ввести румынские войска в Бессарабию и Северную Буковину. Оба радикально прозападных режима объединились в любовном экстазе с целью противостоять российскому влиянию в регионе, и в первую очередь в Приднестровье.
Ответ России
Многие молдавские эксперты полагали, что судьба Приднестровья будет незавидной. Россия уделит всё внимание Крыму, а Приднестровье будет либо задушено с двух сторон крепкой блокадой, либо последует новая попытка Молдовы «восстановить конституционный порядок в восточных районах» в условиях объективной трудности оказать помощь Приднестровью со стороны России. В Кишинёве начали потирать руки, предвкушая триумфальное водружение триколора над Тирасполем.
Как оказалось, рановато. 6 марта специальный представитель президента России по Приднестровью Дмитрий Рогозин написал у себя на странице в сети Facebook: «Подтверждаем незыблемость курса России на продолжение социально-экономической и гуманитарной помощи Приднестровью, а также неприкосновенность нынешнего формата миротворческой операции и военного присутствия России на Днестре. В условиях широкомасштабного политического и экономического кризиса на Украине любые действия по воспрепятствованию свободе сообщения Приднестровья с внешним миром представляют прямую угрозу безопасности и конституционным свободам 200 тысяч граждан России, постоянно проживающих в Приднестровье. Россия никогда не забывает, что именно она является гарантом конституционных прав своих граждан».
Рогозин заявил о намерении правительства провести специальное заседание, посвящённое политической и экономической блокаде Приднестровья. Он обвинил Украину в «грубейшем нарушении своего статуса в качестве участника переговорного процесса и гаранта миротворчества». По его словам, ситуация еще более осложнится в случае подписания Молдавией соглашения с Европейским союзом. «Кишинёв практически вообще не думает о Приднестровье и всеми своими действиями показывает, что Приднестровье – это уже не его земля. Вот исходя из этой реальности мы и будем делать свои выводы», – резюмировал Рогозин.
А 11 марта в Тирасполе выступил директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонид Решетников. РИСИ – крупный научно-исследовательский центр, созданный в 2009 году по инициативе президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Директор института генерал-полковник запаса Леонид Решетников в течение 33 лет проработал во внешней разведке. Его последняя должность перед увольнением в запас – начальник информационно-аналитического управления Службы внешней разведки РФ. Такие люди, как Решетников, слов на ветер не бросают.
Леонид Решетников, выступая в Приднестровском государственном университете, выразил уверенность, что, если Крым на референдуме проголосует за воссоединение с Россией, то вопрос признания Приднестровья – «дело времени». «Россия должна, на мой взгляд, после Крыма признать Приднестровье и предложить ему провести ещё один референдум по вопросу воссоединения с Россией, - заявил глава РИСИ. - Только таким путём мы можем защитить Приднестровье. Да, мы признаем Приднестровье, и оно как автономная республика сможет ассоциироваться с Россией и войти в её состав. Тогда мы будет должны его защитить уже как свою территорию. Другого выхода нет. Иначе мы потеряем Приднестровье».
Таким образом, Россия всерьёз готовится к признанию Приднестровской Молдавской Республики. Страстное желание руководства Молдовы подписать соглашение об ассоциации с ЕС, не заботясь мнением собственных граждан, равно как блокадные меры киевской власти приближают признание Приднестровья и его включение в Россию. И в этой связи пророческими выглядят слова лидера Партии социалистов Игоря Додона о том, что у Молдовы с Россией будет общая граница, которая пройдёт по Днестру, а возможно, и по нынешнему югу Молдовы.
Глава Верховного Совета Приднестровья Михаил Бурла уже написал председателю Госдумы Сергею Нарышкину письмо с просьбой предусмотреть в законодательстве РФ возможность вхождения непризнанной республики в состав России. Параллельно Народное собрание Гагаузии приняло решение о формировании народной гвардии, которая может стать прообразом армии республики. В обязанности представителей народных дружин будет входить обеспечение общественного порядка на территории региона, где они должны заменить молдавскую полицию.
Что надо сделать Кишинёву, чтобы предотвратить распад Молдовы
Может ли Молдова отсрочить признание Приднестровья и предотвратить провозглашение независимости Гагаузской Республики? Теоретически – вполне может. Для этого нужна самая малость – надо пересмотреть отношение к этому региону, равно как и ко всей стране. Киевский журналист, историк и блоггер Максим Раверба написал по поводу потери Крыма слова, которые вполне можно отнести и к приднестровской ситуации: «Крым ушёл не из-за Путина. Крым ушёл из-за засилья свидомитов. Он ушел из-за бесконечного хохлосрача, бесконечных майданов, наглых тупорылых майдаунов! Крым сбежал от мовы, от УПА, от Бандеры, от «хто не скаче – той москаль», от «москалив на ножи». Крым убежал от переписанной истории, от Ленинопадов, от бесконечных «москалив и жидив» в лексиконе безграмотных и тупых выходцев из провинциальной Галиции. Крым ушёл потому, что не хочет больше видеть государственных переворотов, «небесных сотен», американских послов в ранге смотрящих над ними».
А разве Приднестровье ушло из Молдовы из-за Лукьянова или Руцкого, а не из-за «чемодан-вокзал-России», «русских за Днестр – евреев в Днестр» и «будем мыть асфальт кровью русских»? Неужели кто-то всерьёз думает, что причиной ухода Приднестровья были какие-то козни Кремля, а не людоедская, написанная в Румынии «Декларация о независимости Молдовы» от 27 августа 1991 года? И на что молдавские реинтеграторы рассчитывают после кровавого дня 19 июня 1992 года, после ноября-2003, марта-2006 и особенно апреля-2009?
И разве Путин, в надежде заполучить Приднестровье, заставляет правящую Коалицию проевропейского правления переть буром, затаскивая Молдову в евроассоциацию, отказывая гагаузам и жителям других регионов страны в праве на консультативные (!) референдумы о внешнеполитическом курсе страны? Разве Кремль подсовывает одной из партий правящей коалиции идею сноса памятника воинам-освободителям у академии наук…
По социальным сетям ходит фотокопия удостоверения офицера ФСБ на имя лидера украинских боевиков Дмитрия Яроша. Подлинник это или фотошоп, утверждать не берусь. Но неужели такие же удостоверения хранятся где-то в потайных местах у Михая Гимпу и его племянника Дорина Киртоакэ? Приднестровский историк Николай Бабилунга как-то сказал в шутку, что в центре Тирасполя надо поставить памятник танцующим Григорию Виеру и Леониде Лари как подлинным основателям Приднестровской Молдавской Республики. Не появятся ли памятники вальсирующим Николаю Тимофти и Анне Гуцу в Тирасполе и Комрате, когда они станут административными центрами новых субъектов Российской Федерации?
Популярный российский писатель Захар Прилепин на своей странице в Facebook даёт свой последний «на фиг не нужный никому совет украинцам»: «возлюбить юго-восток всей душой, дать права на широкую автономию, немедленно принять русский-второй-государственный, прекратить, не взирая на скотоподобный Первый канал, антироссийскую риторику, прикрыть всевозможный правый сектор большим чугунком, умерить свою правоту и понять, что всё случившееся и происходящее – не случайно». Только тогда, по мнению Прилепина, будет шанс на мир и взаимопонимание, которое так нужно Украине.
Захар Прилепин – не гражданин Украины. Автор этих строк, в отличие от него, родился и вырос в Молдове, обладает молдавским гражданством. Я тоже хотел бы дать несколько добрых советов молдавским властям, как сохранить единство и целостность Республики Молдова.
1) Отказаться от губительного, раскалывающего страну и провоцирующего сепаратизм курса на евроинтеграцию;
2) Провести общенациональный референдум по внешнеполитическому курсу страны;
3) Превратить Молдову в федеративное государство, предусматривающее влияние субъектов федерации на внутреннюю и внешнюю политику страны;
4) Принять закон о региональных языках в Республике Молдова;
5) Лишить права всех лиц, обладающих иностранным гражданством, на занятия государственных должностей;
6) Отменить действия декларативных документов о суверенитете и независимости от 23 июня 1990 года и 27 августа 1991 года, и подписать новую совместную Декларацию о создании суверенного и нейтрального Молдавского государства с руководством Приднестровья и Гагаузии;
7) Провести общественный «Нюрнбергский процесс» над организаторами и участниками братоубийственной бойни на территории Молдовы в 1990 – 1992 годах;
8) Признать окончательно и бесповоротно молдавский язык в качестве государственного языка Республики Молдова;
9) Ввести общенациональные учебные курсы «Молдавский язык» и «История Молдовы»;
10) Принять знамя Молдавского княжества в качестве общенационального флага единой Молдовы.
Однако, боюсь, что мои советы также никем из молдавских руководителей не будут востребованы. А это значит, что события в Приднестровье и Гагаузии развернутся по самому неблагоприятному для них сценарию.
Автор: Букарский Владимир