3721

Гастарбайтеры и выборы-2014 в Молдове

молдова


Гастарбайтеры, т.е. трудовые мигранты, в последние несколько лет становятся в Молдове настоящей «политической дубиной», которую оппоненты используют, когда хотят сразить наповал оппонента. Своего рода лом, против которого, по русской пословице, нет приема.
 
Надо сказать, что первоначально, появившись в Молдове приблизительно на рубеже тысячелетий,  проблема гастарбайтеров имела несколько другое звучание. В то время ее воспринимали больше как «финансово-экономическое» оружие против любой власти в нашей стране, нежели как «политическое». Происходило это потому, что уже в первые годы правления ПКРМ доходы, которые стала получать страна от гастарбайтеров, которые строили особняки в Москве и не только, начали занимать все более весомое место в доходах госбюджета страны, наряду с такими более-менее традиционными, как, например, таможня. Уже тогда аналитики и политические деятели как в самой Молдове, так и в России и Румынии сознавали значимость этой весьма характерной «статьи доходов» для молдавской экономики и рассуждали о том, что может быть, если эта статья внезапно исчезнет – с чем же тогда останется страна? Как ни цинично это звучит, но и тогда понимали, что в условиях потери основного промышленного и сельскохозяйственного потенциала гастарбайтеры стали важным и обязательным источником пополнения госбюджета, отказываться от которого – значит нанести молдавскому бюджету такой удар, от которого он уже не оправится. И потому сознательно поддерживали создание различных молдавских общин за рубежом, которые способствовали объединению наших сограждан, но только чтобы они оставались там, за границей, а не на Родине, которой они дома уже были не нужны.
 
Однако в те годы рассуждения о массовой высылке гастарбайтеров, столь обыденные ныне, еще были все же в диковинку. Это воспринималось как нечто далекое и малоосуществимое – ведь  молдавские гастарбайтеры никогда не пользовались столь же дурной славой в России, как румынские или болгарские сегодня в Европе. Даже несмотря на то, что после провала «меморандума Козака» отношения России с Молдовой и Ворониным лично оказались испорчены всерьез и надолго. В то время предпочитали действовать при помощи других рычагов. Таких, как, например, «винная» блокада Молдовы из-за непредоставления властями нашей страны руководству Левобережья новых таможенных печатей. Правда, эта блокада потерпела полный крах, даже несмотря на серьезные экономические потери, которые понесла Молдова, потому что вино в Россию в конце концов все же пошло, а вот новых таможенных печатей у Левобережья нет и поныне, и его предприятиям и фирмам пришлось зарегистрироваться в Кишиневе.
 
С приходом к власти в июле 2009 г. нынешней правящей коалиции, сразу взявшей отчетливый курс на евроинтеграцию и получившей поддержку США и ЕС,  отношения Молдовы и России стали портиться еще больше. Этому способствовали как ряд антироссийских высказываний некоторых лидеров коалиции, вроде М.Гимпу, неоднозначное отношение властей Молдовы к празднику 9 Мая и т.д., так и, с другой стороны, например, открытая поддержка Россией сепаратистского режима в Приднестровье и высказывания вице-премьера РФ Д.Рогозина, немедленно попадавшие в арсенал молдавских правых как свидетельство недружественного отношения России к Молдове.
 
Так как с момента «винной» войны 2006-2007 гг. утекло немало воды и Молдова успела значительно расширить список стран, в которые стало уходить наше вино, то некоторые горячие головы как в нашей стране, так и в России стали предлагать, помимо повторного эмбарго на поставку молдавских вин, и новый способ давления на молдавское руководство – высылку гастарбайтеров. Эта мера, по их мнению, должна была привести к тому, что в определенный момент в Молдове скопится критическая масса (сотни тысяч) недовольных прозападным курсом нынешней правящей коалиции, которые выйдут на центральную площадь Кишинева и решительно потребуют изменить вектор развития страны с Запада на Восток. Что, как они полагают, неизбежно вызовет падение нынешней власти в Кишиневе и приход новых, пророссийски настроенных сил, а также вступление Молдовы в ТС и ЕврАЗЭС.  Именно такое мнение они высказывают в социальных сетях и его осторожно, не вдаваясь в детали того, как конкретно это может произойти, поддерживают и некоторые молдавские политики. Например, башкан Гагауз Ери М.Формузал заявил, что «это может вызвать далеко идущие последствия для Молдавии, когда 400-500 тыс. молдавских граждан, работающих в России, попросту будут вынуждены вернуться домой» и в состоянии «очень негативно повлиять на текущую экономическую и социально-политическую ситуацию в стране». Еще более категорично и определенно  высказался на сей счет лидер СДПМ В.Шелин:  «Экономика страны рухнет, а власти побегут, куда глаза глядят, от народного гнева!». (Следует заметить, однако, что на прямой вопрос автора этих строк В.Шелину, заданный в ходе одной из встреч Шелина с журналистами и общественностью, приведет ли появление гастарбайтеров в центре Кишинева к падению действующей власти, лидер СДПМ не только не рискнул повторить сказанное выше, но публично заявил, что не верит в такой исход событий).
 
Примерно такое же мнение и у румынских аналитиков. Так, Д.Дунгачу считает, что введение Россией виз может «нарушить электоральный баланс в республике» и что молдавские мигранты из России – это «чудовищный взрывной потенциал» в преддверии выборов.
 
Мы не сомневаемся в том, что перспектива устранить правящую в Молдове коалицию при помощи высланных из России сотен тысяч гастарбайтеров, чтобы хоть так «отомстить» властям за разворот к Западу давно будоражит умы некоторой непрактичной и далекой от реальности части жителей нашей страны (и, видимо, не только ее). В этом мы уже не раз имели возможность убедиться на страницах СМИ и в социальных сетях. Этому же способствуют сообщения СМИ из России, где все более настойчиво ставится вопрос о скором введении виз для граждан стран СНГ. Однако было бы серьезной ошибкой считать, что введение виз есть ответ России на сближение Молдовы с Западом, как об этом уже успели заявить некоторые недалекие комментаторы. Как недавно признал вице-премьер России Д.Козак,  для отмены виз ЕС требует от России укрепления границ. «Без визового режима мы вряд ли договоримся когда-нибудь с Европейским союзом, чтобы россияне могли свободно перемещаться в Европейский союз», пояснил он. Мы уже не говорим о том, что число молдавских гастарбайтеров, работающих за границей, всегда определяется более чем произвольно, в зависимости от политических пристрастий выступающего.  Так, например, число наших гастарбайтеров, работающих в России, разные источники характеризуют цифрами от 400-500 000 до 750 000, что вовсе не одно и то же (можно встретить и высказывания, что «полстраны работает за границей» и даже что «в Молдове остался миллион человек»).  Согласно официальным источникам, численность населения Молдовы в 1990 г. составляла 4 335 000 человек. Сегодня, на начало 2014 г. она составляет 4062 000 человек, включая 505 000 жителей Левобережья. Таким образом, численность жителей Молдовы в 2014 г. к 1990 г. сократилось на 273 000 человек. Сколько из названных 4 062 000 жителей Молдовы работает за границей – неизвестно ни на правом берегу, ни на левом, ни в России, ни на Западе.
 
Еще менее осуществима  надежда использовать высылку гастарбайтеров обратно в Молдову для смены ее политического вектора на восток, ввиду полного непонимания ее сторонниками в России, Румынии и самой Молдове практической стороны этого дела. По ряду причин. Прежде всего потому, что молдавские гастарбайтеры в основном не из Кишинева, а из сел страны, зачастую довольно далеко отстоящих от столицы страны. Это значит, что, прибыв после высылки в Кишинев, они отправятся в первую очередь в родные села. Чтобы их собрать и завезти в Кишинев для потенциальных протестов, нужны организаторы на местах и деньги для аренды транспорта. Поскольку подразумевается, что акция будет иметь масштабный характер, то при всем желании ее устроителей ее подготовка ускользнуть от внимания СИБа и полиции не сможет. Если предположить, что нынешняя правящая коалиция выигрывает выборы (в данном случае неважно, каким именно способом), то попытка   оппозиции ответить завозом гастарбайтеров приведет к следующим результатам. Полиция и спецслужбы заблокируют доступ в Кишинев, где должны происходить все основные акции протеста. Протестующим придется прорываться через усиленные кордоны полиции и спецназа. Неизвестно в такой ситуации, как себя поведет действующая власть. Если столкновения с полицией и спецназом обретут ожесточенный характер, может быть (по согласованию с Западом) отдан приказ применить силу против протестующих или даже стрелять на поражение – в отношении самых рьяных. Если же протестующие прорвутся в Кишинев, то может получиться вариант киевского майдана, но куда более сложный и запутанный. Дело в том, что появление протестующих на центральной площади должно будет теперь иметь конечной целью смещение власти, то есть государственный переворот (иначе теряется весь смысл сбора такой массы людей, ибо вторая «кофейно-бархатная революция» может привести к развалу крупнейшую оппозиционную партию – ПКРМ). Но если Запад признает итоги выборов в пользу правящей коалиции, то она получит карт-бланш на разгон «кишиневского» майдана. Что будет означать политические и моральные преследования для всех его участников в самом недалеком будущем.
 
В случае силового захвата власти нынешней оппозицией сторонники нынешнего КПП в ближайшие же дни выведут на улицы столицы своих сторонников. Но призывать поддерживать они при этом будут не себя (ибо КПП как весь, так и отдельные его партии, в народе не отличается большой популярностью), а проевропейский курс. А как показывают все опросы, сторонников и противников евроинтеграции в Молдове примерно равное число. Учитывая, что у сторонников евроинтеграции  будет за спиной не только значительный финансовый ресурс, способствующий их мобилизации, но и всяческая поддержка Запада, то уже по киевским событиям нетрудно представить, чем закончится такое противостояние.
 
Если же Запад не признает победу коалиции (опять же, в данном случае причины не имеют значения) и оппозиция получит свободу рук, то от нее предварительно потребуют дать гарантии, что проевропейский курс продолжится. Иначе на улицах Кишинева появятся не только 100 000 школьников и студентов, но и приехавшие из других населенных пунктов страны сторонники прозападной ориентации Молдовы, и мы увидим два майдана друг против друга. Рано или поздно «пророссийский» майдан будут ломать, если понадобится, самыми жестокими способами.
 
Даже  в самом лучшем для оппозиции, руководимой ПКРМ,  случае, когда она законно победит и  мирно придет к власти при помощи гастарбайтеров, о чем и предупреждал Дунгачу  (а Запад при этом заручится гарантией проевропейского курса страны), заводы и фабрики в стране из воздуха на другой день не возьмутся и гастарбайтерам все равно негде будет работать в стране. Уже очень скоро они поймут, что их попросту использовали и больше ничего им «не светит»: ни новой работы, ни даже ее перспектив в ближайшем будущем. И начнется новый исход гастарбайтеров из Молдовы, только уже в основном в западном направлении, куда всеми правдами и неправдами будут пробиваться жители нашей страны, пользуясь безвизовыми «вольностями». Любая попытка новой власти свернуть страну с прозападного пути в сторону ТС моментально обернется массовыми протестами сторонников ЕС в Молдове. Запад сделал слишком серьезную ставку на Молдову. При необходимости он не поскупится (благо, Молдова не Украина, слишком много денег не потребуется) чтобы удержать ее в сфере своего влияния, профинансировав эти массовые протесты. Вот почему попытки некоторых политиков и аналитиков запугивать нашу страну гастарбайтерами в действительности совершенно безосновательны. Ни к чему, кроме роста преступности оставшихся без работы людей и оттоку гастарбайтеров уже в другом направлении, не в Россию, они не приведут.
 
В том, что все изложенное будет развиваться именно по таким сценариям, жители Молдовы убедятся сразу после парламентских выборов и в последующие после них годы. Бессмысленными и напрасными будут попытки развернуть страну с прозападного пути, которые могут только привести к  гибели множества ни в чем не повинных людей. Возьмут ли на себя ответственность за все это люди, которые ныне призывают к ожесточенному сопротивлению нынешней власти, к перевороту? Ведь очень скоро станет ясно, что курс Молдовы остался прозападным. И уже вскоре народ спросит с этих «активистов движения сопротивления» - «зачем обманывали? Ведь все осталось по-прежнему». Лишь массовое разочарование в этих агитаторах станет итогом всех нынешних действий сторонников «провосточного» вектора. Это будет иметь своим следствием ослабление левых партий, как не оправдавших доверия и не способных изменить вектор развития страны, и на первый план могут выйти группировки по-настоящему экстремистского характера, но уже левого толка. И чтобы в один трагический для нашей страны день не сошлись «стенка на стенку» экстремисты левого и правого, прорумынского толка, чтобы направить Молдову в русло нормального, демократического развития, власти страны (как нынешние, так и будущие, вне зависимости от их политического окраса) должны вспомнить, что они избраны народом и разъяснять жителям пагубность такого развития нашей страны. Это, пожалуй, одна из самых необходимых мер для стабилизации положения в Молдове.
 
Нынешние власти страны, при всех недостатках своего правления, понимают необходимость такой стабилизации и ищут выход из создавшегося положения, чтобы не допустить дальнейшего накопления «критической массы» безработных, в том числе из вернувшихся на родину гастарбайтеров. Министр труда и социальной защиты В.Булига поручила Национальному Агентству по вопросам занятости вести мониторинг вакансий, которые появляются у экономических агентов, в первую очередь в области строительства и торговли, в которых в основном работают молдавские гастарбайтеры. Со своей стороны, Минэкономики приняло  Положение, которым гарантирует инвесторам возмещение части затрат на обучение новых сотрудников. Такое компенсирование коснется тех областей, где существует дефицит кадров: промышленного производства, энергоэффективности, инфраструктуры качества и т.д. Наконец, государство стало предпринимать усилия по вовлечению мигрантов в предпринимательскую деятельность в рамках Национальной программы PARE 1+1. Программа предполагает, что на каждый вложенный мигрантом лей власти дают еще лей.  Приоритетными в данном случае являются такие направления производственной сферы, как переработка, ручная работа, а также агротуризм. Эта программа существует уже 3 года и по ней более 300 предпринимателей получили в общей сложности 53 млн.лей в виде грантов (размер гранта не может превышать 200 000 лей). Бюджет программы на 2014 г. составляет 32 млн.лей.
 
Как видим, даже из критических ситуаций есть выход. Нужно только работать и искать его. Несомненно, что уже в ближайшее время могут быть разработаны и новые способы решения «проблемы гастарбайтеров». Это крайне необходимо для нашей страны. Потому что только стабильное государство имеет будущее. Чем скорее наши сограждане поймут эту аксиому, тем лучше будет для всех нас.

0