Янукович подписал себе приговор
Минувшей ночью события на Украине приняли ровно тот оборот, который и должны были принять по сумме происходящего в стране на протяжении последних двух месяцев.
Затянувшаяся патовая ситуация, усугубляемая слабостью оппозиции и ее неспособностью реализовать имеющееся преимущество, перестала устраивать как самих протестующих, так и украинские власти. Требовалось какое-то разрешение ситуации или переход событий на новый уровень.
Первый шаг к конфронтации днем 18 февраля сделали радикалы. Поскольку к этому моменту силовики находились в полной боевой готовности, можно предположить, что начало обострения ситуации не стало для них сюрпризом. Это означает, что за действиями радикалов могла стоять провокация.
За день до трагических событий глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил о готовности России выплатить Киеву второй двухмиллиардный транш из обещанных 15 миллиардов. Большинство экспертов склонны считать, что эти деньги были выделены Москвой исключительно на поддержание власти Януковича. И если одним из условий предоставления транша было разрешение ситуации с Майданом, Януковичу, по логике, не осталось ничего другого, как приступить к разгону.
Однако трудно поверить в эту версию, если только Янукович не сошел с ума. Президент Украины прекрасно понимает, что разгон Майдана с человеческими жертвами равносилен для него подписанию смертного приговора. Пролитая в центре Киева кровь размывает остатки его легитимности в глазах Европы и США. Янукович уже не может быть уверен в том, что активы его и его окружения, находящиеся в иностранных банках и депозитариях, не будут заморожены. Под вопросом может оказаться и личная свобода в том случае, если Янукович попытается покинуть Украину и обосноваться в одной из западных стран.
Так же трудно поверить в то, что киевская бойня была затеяна лидерами оппозиции. Разгром Майдана и массовое кровопролитие, предотвратить которое они не в состоянии, ведет к еще большему падению их и без того невысокого авторитета у митингующих.
Теоретически обострение ситуации выгодно радикалам, так как могло бы стать для них пропуском в большую политику. Однако и это маловероятно, так как численность радикалов невысока, равно как и поддержка среди широких масс протестующих.
Пожалуй, единственный политик, для которого вчерашние кровавые столкновения идут в плюс, – глава президентской администрации, бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев, контролирующий силовые структуры. Именно ему приписывают инициативу жесткого разгона Майдана в декабре прошлого года.
С началом реализации силового варианта Клюев приобретает решающее влияние в стране и вполне может претендовать на вакантный пост премьера. Это позволит ему получить под контроль не только правительство и силовые структуры, но и парламентское большинство – то есть, при крайне ослабленном президенте, практически абсолютную власть.
Кто оказывается в данной ситуации в проигрыше при любых условиях, так это Янукович, которому грозит потеря реальной власти, активов и, возможно, свободы.
Главной целью десятков тысяч украинцев, поддерживающих "Евромайдан", является уже даже не евроинтеграция, а упразднение правящего режима, утопившего страну в коррупции. По мнению подавляющего большинства протестующих, отставка Януковича и назначение досрочных выборов президента и парламента являются необходимым и достаточным условием их ухода с Майдана. Такое решение могло бы гарантировать и безопасность президенту. Однако на сегодняшний день он это шанс уже упустил.