658

Линия Мажино в торговле с ЕС

Однозначно, приложение XV в части «свободной» торговли практически полностью сохраняет недоступность европейского рынка для национальных сельхозпроизводителей и в то же время в конкурентном противостоянии делает их чрезвычайно уязвимыми, как перед продвинутыми технологиями Запада, так и тамошним недосягаемым для нас субсидированием.

Текст наконец-то опубликованного Соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Молдова, с другой стороны, так звучит полное название этого документа, после его утверждения всеми странами участниками предусматривает вхождение нашего государства в зону свободной торговли с ЕС. Так, по крайней мере, нам торжественно заявляют его подписанты с помпой утверждающие, что теперь мы якобы сможем наконец-то беспошлинно поставлять на Запад, на этот необъятный рынок с численностью населения 502,6 млн. человек (на 1.01.2012), свою продукцию по всей номенклатуре товаров, а экономические показатели стремительно рванутся вверх.
Но так ли радужны наши перспективы на самом деле и в частности для аграриев?  
Прежде всего, весь текст самого Соглашения (с приложениями более 1 тыс. страниц) является, по сути, типовым для всех стран, претендующих на подобную ассоциацию, и в нём детально расписаны действующие в ЕС правила по всем нормам жизнедеятельности его государств-участников. Помимо этого, множество регламентирующих требований данного пакета документов к тому же подкреплены большим количеством разнообразных директив, на которые по обнародованному тексту даются множественные ссылки. И их, естественно требуется примерить на Молдову дополнительно. А это ещё тысячи страниц нормативных актов.
В этой связи коснёмся лишь малой толики описанного айсберга и рассмотрим только одно приложение XV к данному Соглашению, которое поименовано, как: «Отмена таможенных пошлин». В этом приложении, фактически, были сформулированы различные изъятия из беспошлинного режима торговли, которые, с одной стороны, во многом закрепляют ныне действующие ограничения для молдавских экспортёров, а, с другой стороны, прописывают график всемерного открытия молдавского рынка для импортёров из ЕС на продукцию сельского хозяйства, включая и в переработанном виде.   

Итак, по порядку:

Приложение XV-A. В нём зафиксированы товары, которые могут импортироваться в ЕС без взимания таможенных пошлин, но лишь в пределах, надо полагать, бессрочных конкретных тарифных квот. То есть, выходит, навсегда! А к продукции, превышающей предел тарифного квотирования, будут по-прежнему применяться таможенные пошлины.
Например, при среднегодовом (за последние три года) молдавском экспорте молдавских томатов в 11,1 тыс. тонн, нам определена квота всего-то в 1 тыс. т.  Винограда столовых сортов соответственно 30,3 тыс. т и 5 тыс. т, яблок и груш – 170 тыс. т и 20 тыс. т яблок. Слив прописано 5 тыс. т, сока виноградного, включая виноградное сусло, вообще только 500 тонн и т.д. Таким образом, выходит, что страны Таможенного союза и на будущее безальтернативно остаются основными нашими потребителями.  

Приложение XV-B. Здесь зафиксированы наименования продукции, которые будут облагаться пошлиной на импорт в Европейский Союз, но с освобождением от адвалорного компонента данной ввозной пошлины. В это приложение включили огурцы свежие, кабачки, груши, абрикосы, вишню, персики, нектарины и т.п.
Спрашивается: «А слаще ли хрен редьки?»

Приложение XV-С. По номенклатуре товаров, включённых в данное приложение, «импорт продукции, происходящей из Республики Молдова, … будет осуществляться в соответствии с принятыми в Союзе мерами по недопущению обхождения, изложенными в Статье 148 данного Соглашения».
А это, в свою очередь, означает, что и здесь нам определены квоты на продукцию животноводства, зерновые и другие товары, но уже исходя из фактических объёмов молдавского экспорта в государства ЕС в среднем за последние три года, так называемый, триггерный уровень.
Для свинины это всего-то 4,5 тыс. т, для мяса птицы – вообще 600 т, для молочных продуктов – 1,7 тыс. т. Не квоты, а слёзы.


Приложение XV-D. В нём расписан график отмены конкретных таможенных пошлин, но уже Республикой Молдова. Здесь все товары разбиты на ряд групп, отличие между которыми заключаются лишь в том, за какой период равномерными этапами каждого 1 января эти пошлины будут сокращаться до 0: за 3 года, 5 или 10 лет.
Однозначно, приложение XV в части «свободной» торговли практически полностью сохраняет недоступность европейского рынка для национальных сельхозпроизводителей и в то же время в конкурентном противостоянии делает их чрезвычайно уязвимыми, как перед продвинутыми технологиями Запада, так и тамошним недосягаемым для нас субсидированием.

0