1274

Рошка: "Бэсеску - эксцентричный и безответственный политик. Имею несчастье знать его лично"

 
 
Метаморфозы, происходящие на наших глазах во всех областях жизни, часто обескураживают. Вряд ли полтора десятка лет тому назад можно было бы представить, что лидер радикальной Христианско-Демократической Народной партии в 2005 году пожертвует своим имиджем и проголосует за Воронина во имя стабильности в стране, а после 2009-го будет яростно критиковать нынешнюю власть. Кто он? Искренне ищущий истину патриот или расчетливый делец от политики?


 

"Президент Румынии не самостоятельный политик, а кукла, управляемая из Вашингтона".

Каждый волен думать и понимать феномен «Рошка» в соответствии с собственным видением. Однако, на фоне серых, лишенных индивидуальности, аморфных сегодняшних президента, премьера, да и первых лиц ведущих политических формирований Молдовы он, безусловно, выделяется отчетливыми чертами лидера, способного стать подлинно национальным. Юрий Рошка заставил всех говорить о себе еще в конце 80-х. До 2009 года бессменный депутат парламента. Его многие не любят, но не могут с ним не считаться. И сегодня, уступив руководство в ХДНП более молодым соратникам, Юрий Рошка остается не просто публичным человеком, а одним из немногих, сумевших привлечь к себе внимание представителей общественности диаметрально противоположных взглядов. Его оценки прошлого и видение нынешних проблем не бесспорны, но надеемся, будут интересны читателям «МК».


 
-Чем занимается политик Юрий Рошка сегодня? Ведь каких-то 10 лет назад Вы ставили «на уши» всю страну?
 
- Ну «на уши» я ее ставил не раз. Но все митинги, организованные мной и коллегами, носили исключительно мирный и ненасильственный характер. Сегодня читаю лекции в Народном университете. Я его создал почти два года назад. Направление – христианское лидерство. В группы входят люди разных возрастов, но, в основном, это молодёжь. Отмечу, мы не занимаемся морализаторством. Мои курсы содержат двадцать шесть тем, они разделены на две части, видение и практические навыки. После каждой лекции мои курсанты получают книги в электронной форме. Считаю это своим скромным вкладом в формирование национальной элиты. Последние годы все свои более значимые статьи, не отходя от стола, перевожу на русский язык. Вот недавно перевел и издал на двух языках работу моего доброго друга, профессора МГУ, философа и социолога Александра Дугина «Четвертая политическая теория». Много езжу по стране, практически по несколько раз побывал во всех ее городах. Очень интересные встречи были в Бельцах, в Гагаузии и Тараклии. Мне очень важно такое общение, оно дает понимание того, что такое Республика Молдова. Последнее время плотно подсел на экономику. На эту тему в прошлом году, по предложению моего давнего знакомого, председателя Академии Наук, Георгия Дуки, прочитал в Академии наук публичную лекцию. Было время отпусков, десять утра, а зал оказался полон. Видеозапись в Интернете собрала уже 300000 просмотров. Для нашей страны это много. Активно занимаюсь продвижением в Республике Молдова консервативных идей, традиционализма, ценностей, важных для нашего общества. Замечу, ничего общего не имеющих с так-называемыми западными.


 
- В минувшем году Меморандуму Козака исполнилось 10 лет. Как с высоты сегодняшнего дня Вы его оцениваете?
 
- На правом берегу о существовании документа узнали из приднестровских сайтов. Возможно, он не понравился и администрации Смирнова, потому и случилась утечка. Мы были шокированы тем, что по столь важному вопросу ведутся секретные переговоры. Я думаю, Владимир Воронин совершил ошибку, пообещав подписать Меморандум. Напомню контекст происходившего. В 2003 году 1 – 2 декабря в Маастрихте должен был пройти годовой саммит ОБСЕ. В частности, на нем предполагалось обсудить проблему военного присутствия России в Грузии и Молдове. В Кремле решили провести накануне этой международной конференции некий блицкриг, а затем приехать в Маастрихт и объявить, что с Кишиневом все договоренности уже достигнуты, и помощь Запада не нужна. Теперь по содержанию. Цитирую: «Федеративная Республика Молдова является прямым правопреемником бывшей Республики Молдова». Это кто же заказал мою страну и даже дал ей новое название? В федерации предполагалось наличие двух субъектов. А как же гагаузы? А еще российская армия остается на 25 лет. Квота приднестровцев в парламенте - 20 человек. Но Левобережье получало право «вето» на все решения центральных властей. Такого нет даже в африканских странах. Учитывая все вышеперечисленное, в стране просто не могла возникнуть функциональная демократия. Воронин прав, когда говорит, что текст Меморандума любой депутат мог оспорить в Конституционном суде, и эта бумага была бы аннулирована. Зачем изначально ставить в конфликтную ситуацию Республику Молдова и Российскую Федерацию? Возможно, что Воронин что-то не учел, хотя критиковать всегда легко, никто из нас не был президентом. Был и фактор влияния со стороны США. Напомню, что накануне отказа от подписания этого документа посол Хетер Ходжес забежала к господину президенту и надолго там осталась. О чем они беседовали можно только предполагать.


 
- А сегодня власть делает что-то вменяемое в области разрешения последствий приднестровского конфликта?
 
- Конечно, нет. Эти ребята находятся под внешним управлением евробюрократов и «хороших парней» из Вашингтона. Любой западный дипломат, вроде посла Евросоюза, может давать Коалиции проевропейского правления публичные указания. Когда не могли избрать президента, мы с авторитетными людьми создали Комитет в защиту Конституции. Провели ряд митингов и попросились на прием в самые значимые посольства. В российском и украинском нас приняли. Посольство США вообще никак не отреагировало. В представительстве Евросоюза после долгих и настоятельных просьб с нами говорил советник посла в помещении размером с туалетную комнату. Он нам сказал буквально следующее: «Господин Шубель не примет вас НИКОГДА». На это я ему ответил: «Передайте своему боссу, что он ведет себя совершенно беспардонно». В лексиконе дипломата, нет слова «никогда».


 
Но вернемся к теме. Стороны приднестровского конфликта лишь симулируют какой-то диалог. Меня коробит от этих примитивных людей, зацикленных лишь на личном обогащении. Когда готовились к парафированию Договора об ассоциации в Вильнюсе, они не знали, какая реакция будет в Приднестровье, Гагаузии и Бельцах? Этот однобокий крен в сторону Запада ставит крест на возможности как-то договориться с Тирасполем. Подписание Договора об ассоциации приведет страну к экономической катастрофе. У нас должны быть своими таможенная, фискальная и банковская политики. Надо договариваться с Москвой, а потом ехать в Брюссель. Мне очень досадно, когда вижу, как многие из наших политиков «шестерят» перед одним или другим центром влияния. Нам надо выстраивать свою экономику. Я не говорю о каком-то изоляционизме, скорее это здоровый протекционизм. Здесь мы могли бы найти много точек соприкосновения с Приднестровьем. У меня есть пакет предложений, на основе которого можно разрешить последствия конфликта, но его пока рано озвучивать.


 
- Предстоящий референдум в Гагаузии - это плохо или хорошо?
 
- Лидеров автономии не стоит обвинять в сепаратизме. Их действия - прямое следствие безответственности центральной власти. Хотя с точки зрения чисто юридической данный референдум и выходит за рамки закона, вопрос не столь юридический, сколько политический. Нельзя пресмыкаться перед западом и толкать страну к катастрофе, не только экономической, но и духовной, нравственной. На прошлой неделе в Комрат в полном составе выезжало руководство страны. А где же они были до сих пор? Их избрали в 2009 году, сколько раз представители АЕИ-КПП после того были в автономии? Часто ли заслушивали в правительстве башкана о нуждах Гагаузии в финансовом, культурном и политическом плане? А разве реакция на Вильнюс в Гагаузии и Тараклии была непредсказуема? Удивляюсь, что еще в Бельцах молчат. У наших регионов разная ментальность, и это надо учитывать. Считаю большой глупостью то, что Генеральная прокуратура открыла уголовные дела против депутатов Народного собрания. Это наши люди, и они за оружие не брались. Пройдет референдум, посмотрим, что думают жители региона. Может это подтолкнет центральную власть на проведение общенационального плебисцита. Надеюсь ситуацию разрулят, и этот референдум заставит власти задуматься и приостановить переговоры об ассоциации с ЕС.

Partidul Popular Creştin Democrat va avea şapte vicepreşedinţi
 
- Недавно Траян Бэсеску заявил, будто защитит Кишинев от поползновений со стороны Тирасполя и Комрата. Как вы оцениваете подобного рода высказывания?
 
- Это очень эксцентричный и безответственный политик. Имею несчастье знать его лично. Пару раз беседовал с ним, пытался убедить подписать базовый договор с Республикой Молдова. Безрезультатно. Для нашей страны подписание данного документа должно рассматриваться не столько с точки зрения юридической или дипломатической. Его функция, скорее всего, может стать чем-то вроде коллективной психотерапии. И это потому, что в Молдове многие считают, что Румыния готовит в ближайшее время слияния двух стран. Мы должны учитывать менталитет наших граждан и перестать воевать за прошлое. Общество должно быть уверенным, что Независимость нашей страны – не временное явление, и что грезы о Великой Румынии, как и о воссоздании СССР несостоятельны. Череда заявлений Бэсеску по поводу неминуемого объединения просто провоцируют наше общество. Он не самостоятельный политик, а кукла, управляемая из Вашингтона. Пока лишь немцы его одергивают. Делаем вывод: румынский президент играет на стороне США против Евросоюза и России. У Бэсеску скоро заканчивается президентский мандат, и, если Тимофти даст ему молдавское гражданство, он еще сможет стать и лидером Либеральной партии. С нашей «немой утки» станется. В Молдове сегодня абсолютно невменяемый президент, а потому гражданство он может дать любому. Обидно, что на слова Бэсеску в Кишиневе практически не последовало никакой реакции. Что-то там произнес Филат, полслова обронил Лянкэ. Хотя отмечу - мы не должны применять агрессивную риторику в ни в отношении США, ни ЕС, ни России, ни Румынии. Общее историческое прошлое, общность языка, веры и культуры должны содействовать нашим теплым отношениям, а не подрывать нашу внутреннюю и региональную стабильность. Республика Молдова - не часть Румынии и не часть России. Это нисколько не означает, что мы должны раздувать агрессивную риторику по отношению к этим странам, а просто дипломатично и последовательно отстаивать наши интересы. В противном случае мы рискуем быть ввергнутыми в жесткие конфликты с непредсказуемыми последствиями. И последнее: не надо путать Бэсеску со всем румынским народом. Там живут те же православные, у нас много общего. При этом не надо забывать: у них своя страна, а у нас – своя.
 
Источник

0