А вернут ли русским денги?
Антон Мардасов Кремль, раздавая деньги постсоветским государствам, рискует сам остаться у разбитого бюджетного корыта Россия продолжит спасать украинскую экономику: как за счет своего Фонда национального благосостояния, так и другими способами финансовой поддержки Киева. Об этом 26 декабря заявил министр финансов РФ Антон Силуанов.
- Одно только решение о том, что мы вложим 15 миллиардов долларов в украинскую экономику в течение этого и следующего года - это очень позитивный сигнал для финансовой системы Украины. Мы заинтересованы в стабильной ситуации у нашего соседа. Это большой торговый партнер, - добавил господин Силуанов.
На этой неделе Москва в рамках масштабной помощи «братскому народу» перечислила Киеву первый транш в размере 3 миллиардов долларов. Оставшиеся средства в размере $12 млрд будут направлены Киеву уже в следующем году. На этом фоне международное агентство S&P изменило прогноз по рейтингам Украины с «негативного» на «стабильный».
А 25 декабря в Москве прошло заседание Высшего госсовета Союзного государства Белоруссии и России с участием Владимира Путина и Александра Лукашенко. Переговоры, которые поначалу обещали быть вялыми и дежурными, закончились тем, что Александр Лукашенко вернулся домой с очередным российским кредитом, который российское руководство выдаст в следующем году вроде как на десять лет. Официальная формулировка размера займа – «до двух миллиардов долларов». Фонд национального благосостояния в этом проекте, к сожалению или к счастью, задействован не будет.
- И правительство России, и тем более президент России, которые умеют хорошо считать деньги, просто так ничего не делают, - поблагодарил Лукашенко Путина за решение о предоставлении кредита и пообещал, что он «не будет просто так проеден».
Вроде бы рациональных экономических поводов давать Украине, а тем более Белоруссии (она и так уже в ТС), деньги у России нет. Эксперты-экономисты в один голос твердят: эти две страны, откровенно говоря, - слабые и ненадежные заемщики и понятно, что цели подобных инвестиций – далеко не экономические. Российское руководство на основе Евразийского союза пытается создать мощный геополитический союз из стран постсоветского пространства. Но попытки финансовыми вливаниями удержать и поддержать страны бывшего СНГ могут аукнуться России большими экономическим проблемами. Не стоит забывать, что впереди - Олимпийские игры в Сочи, на которые потрачено, как шутят в сети, уже не один «олимпиард» рублей». Да и за последние полтора года темпы роста экономики России упали вчетверо. Стагнация, которая, как еще летом надеялось Минэкономразвития, окажется временной и к осени пройдет, в ноябре была признана затяжной. Министр экономического развития Алексей Улюкаев предупредил, что она продлится и в 2014 году, не назвав конкретные сроки ее окончания. А бывший министр финансов, а ныне глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, делая прогноз, заявил, что 2014-й будет «худшим годом века».
Заместитель председателя института стран СНГ Владимир Жарихин отмечает: если рассматривать Белоруссию как абсолютно независимое суверенное государство, то действительно – зачем мы даем деньги? Если же рассматривать эту страну как нашего ближайшего союзника и как один из дотационных регионов, то ничего страшного в этом нет. Мы некоторым своим регионам и большие суммы выдаем.
- Причем Белоруссия не жирует на наши деньги: покупательная способность там ниже нашей процентов на 40. К тому же более полумиллиона белорусов работают в России. Да, у наших стран разный политический строй, но, что важно, практически нет границ.
Что касается Украины, то Силуанов сказал, что наряду с покупкой облигаций рассматривает и другие способы финансовой поддержки Украины. Ключевое слово здесь - «рассматривает». В общем чиновники делают дипломатические ходы.
Западники ведь еще смешнее ход сделали: когда мы выделили 15 миллиардов, они сказали, мол, а мы вообще собирались 20 миллиардов дать! Понятно, что на самом деле об этом в Европе никто не думал. В итоге мы, россияне, смеемся, и украинцы, кстати, тоже. Кстати сегодня, после наших финансовых вливаний, международное рейтинговое агентство Standard & Poor's изменило прогноз по рейтингам Украины с негативного до стабильного.
Это надо еще посмотреть: чья экономика быстрее рухнет – Украины или США? Как любят говорить экономисты, волатильность в мире сегодня такая, что сегодня грань между такими понятиями как «надежность» и «ненадежность» размыта. Кстати, а что тогда делать американцам, которые в начале 90-х годов активно нам давали деньги, а мы теперь вот самостоятельную политику проводим. Вроде бы тоже - не в коня корм.
Будем считать, что сегодняшние инвестиции необходимы, чтобы сохранять потенциал. Вполне может случиться, что некоторое время спустя мы получим в лице Украины добротного экономического союзника, ну а, может быть, все пойдет по худшему сценарию – и Майдан расцветет, и к власти придут те, кто нам ничего никогда не вернет.
В политике, как и в бизнесе, много риска. В любом случае это не тот вопрос, который решается по принципу: что ж мы другим деньги даем, лучше бы своим пенсионерам выплаты увеличили... Если не делать рисковые инвестиции, то никакого движения вперед сроду не будет – ни в бизнесе, ни в экономике, ни в политике.
Экономист, профессор НИУ ВШЭ Андрей Заостровцев говорит, что Россия вообще много тратит, этим и объясняются проблемы в экономике страны. Конечно, можно было бы более разумно расходовать средства. Но политика и геополитика этого сделать не дают.
- Руководство страны пытается воссоздать разрушенную империю. У президента еще сильна ностальгия по СССР. Видимо, таким образом, от нее он излечивается. Белоруссия практически всегда отдает кредиты частично, если вообще отдает их. Поэтому кредиты, которые увозит Лукашенко с собой в Белоруссию, они больше походят на субсидии, ведь на самом деле это – помощь безвозмездная.
С Украиной такая же история. Подобными вливаниями ее перетягивают на сторону России, по крайней мере, если не массу, то правящую верхушку. И это устраивает Януковича и КО. Почему? Евросоюз, Международный валютный фонд, в случае вступления Украины в ЕС, потребуют от нее реформ, да таких, которые разрушат тот плановый капитализм, схожий с нашим, который построил Янукович. И мы даем деньги без всяких условий. Хотя условие одно есть - сохранение на Украине сложившейся социально-экономической и политической модели.
Вот мы говорим о том, что и дальше готовы поддерживать Украину в экономическом плане. Жизнь покажет, сможем ли мы дальше предоставлять займы. У нас самих положение не лучше, потому что ближайший год - два экономическое положение России не улучшится, это точно.
Резервы и возможности России и дальше содержать такую империю, как усеченный Советский союз, будут сужаться. Несмотря на огромное желание президента все это дело продолжать. У Минобороны огромные расходы, как будто мы собрались воевать со всем миром. Рано или поздно мы зайдем в финансовый тупик, из которого придется искать выход нам самим.
- Одно только решение о том, что мы вложим 15 миллиардов долларов в украинскую экономику в течение этого и следующего года - это очень позитивный сигнал для финансовой системы Украины. Мы заинтересованы в стабильной ситуации у нашего соседа. Это большой торговый партнер, - добавил господин Силуанов.
На этой неделе Москва в рамках масштабной помощи «братскому народу» перечислила Киеву первый транш в размере 3 миллиардов долларов. Оставшиеся средства в размере $12 млрд будут направлены Киеву уже в следующем году. На этом фоне международное агентство S&P изменило прогноз по рейтингам Украины с «негативного» на «стабильный».
А 25 декабря в Москве прошло заседание Высшего госсовета Союзного государства Белоруссии и России с участием Владимира Путина и Александра Лукашенко. Переговоры, которые поначалу обещали быть вялыми и дежурными, закончились тем, что Александр Лукашенко вернулся домой с очередным российским кредитом, который российское руководство выдаст в следующем году вроде как на десять лет. Официальная формулировка размера займа – «до двух миллиардов долларов». Фонд национального благосостояния в этом проекте, к сожалению или к счастью, задействован не будет.
- И правительство России, и тем более президент России, которые умеют хорошо считать деньги, просто так ничего не делают, - поблагодарил Лукашенко Путина за решение о предоставлении кредита и пообещал, что он «не будет просто так проеден».
Вроде бы рациональных экономических поводов давать Украине, а тем более Белоруссии (она и так уже в ТС), деньги у России нет. Эксперты-экономисты в один голос твердят: эти две страны, откровенно говоря, - слабые и ненадежные заемщики и понятно, что цели подобных инвестиций – далеко не экономические. Российское руководство на основе Евразийского союза пытается создать мощный геополитический союз из стран постсоветского пространства. Но попытки финансовыми вливаниями удержать и поддержать страны бывшего СНГ могут аукнуться России большими экономическим проблемами. Не стоит забывать, что впереди - Олимпийские игры в Сочи, на которые потрачено, как шутят в сети, уже не один «олимпиард» рублей». Да и за последние полтора года темпы роста экономики России упали вчетверо. Стагнация, которая, как еще летом надеялось Минэкономразвития, окажется временной и к осени пройдет, в ноябре была признана затяжной. Министр экономического развития Алексей Улюкаев предупредил, что она продлится и в 2014 году, не назвав конкретные сроки ее окончания. А бывший министр финансов, а ныне глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, делая прогноз, заявил, что 2014-й будет «худшим годом века».
Заместитель председателя института стран СНГ Владимир Жарихин отмечает: если рассматривать Белоруссию как абсолютно независимое суверенное государство, то действительно – зачем мы даем деньги? Если же рассматривать эту страну как нашего ближайшего союзника и как один из дотационных регионов, то ничего страшного в этом нет. Мы некоторым своим регионам и большие суммы выдаем.
- Причем Белоруссия не жирует на наши деньги: покупательная способность там ниже нашей процентов на 40. К тому же более полумиллиона белорусов работают в России. Да, у наших стран разный политический строй, но, что важно, практически нет границ.
Что касается Украины, то Силуанов сказал, что наряду с покупкой облигаций рассматривает и другие способы финансовой поддержки Украины. Ключевое слово здесь - «рассматривает». В общем чиновники делают дипломатические ходы.
Западники ведь еще смешнее ход сделали: когда мы выделили 15 миллиардов, они сказали, мол, а мы вообще собирались 20 миллиардов дать! Понятно, что на самом деле об этом в Европе никто не думал. В итоге мы, россияне, смеемся, и украинцы, кстати, тоже. Кстати сегодня, после наших финансовых вливаний, международное рейтинговое агентство Standard & Poor's изменило прогноз по рейтингам Украины с негативного до стабильного.
Это надо еще посмотреть: чья экономика быстрее рухнет – Украины или США? Как любят говорить экономисты, волатильность в мире сегодня такая, что сегодня грань между такими понятиями как «надежность» и «ненадежность» размыта. Кстати, а что тогда делать американцам, которые в начале 90-х годов активно нам давали деньги, а мы теперь вот самостоятельную политику проводим. Вроде бы тоже - не в коня корм.
Будем считать, что сегодняшние инвестиции необходимы, чтобы сохранять потенциал. Вполне может случиться, что некоторое время спустя мы получим в лице Украины добротного экономического союзника, ну а, может быть, все пойдет по худшему сценарию – и Майдан расцветет, и к власти придут те, кто нам ничего никогда не вернет.
В политике, как и в бизнесе, много риска. В любом случае это не тот вопрос, который решается по принципу: что ж мы другим деньги даем, лучше бы своим пенсионерам выплаты увеличили... Если не делать рисковые инвестиции, то никакого движения вперед сроду не будет – ни в бизнесе, ни в экономике, ни в политике.
Экономист, профессор НИУ ВШЭ Андрей Заостровцев говорит, что Россия вообще много тратит, этим и объясняются проблемы в экономике страны. Конечно, можно было бы более разумно расходовать средства. Но политика и геополитика этого сделать не дают.
- Руководство страны пытается воссоздать разрушенную империю. У президента еще сильна ностальгия по СССР. Видимо, таким образом, от нее он излечивается. Белоруссия практически всегда отдает кредиты частично, если вообще отдает их. Поэтому кредиты, которые увозит Лукашенко с собой в Белоруссию, они больше походят на субсидии, ведь на самом деле это – помощь безвозмездная.
С Украиной такая же история. Подобными вливаниями ее перетягивают на сторону России, по крайней мере, если не массу, то правящую верхушку. И это устраивает Януковича и КО. Почему? Евросоюз, Международный валютный фонд, в случае вступления Украины в ЕС, потребуют от нее реформ, да таких, которые разрушат тот плановый капитализм, схожий с нашим, который построил Янукович. И мы даем деньги без всяких условий. Хотя условие одно есть - сохранение на Украине сложившейся социально-экономической и политической модели.
Вот мы говорим о том, что и дальше готовы поддерживать Украину в экономическом плане. Жизнь покажет, сможем ли мы дальше предоставлять займы. У нас самих положение не лучше, потому что ближайший год - два экономическое положение России не улучшится, это точно.
Резервы и возможности России и дальше содержать такую империю, как усеченный Советский союз, будут сужаться. Несмотря на огромное желание президента все это дело продолжать. У Минобороны огромные расходы, как будто мы собрались воевать со всем миром. Рано или поздно мы зайдем в финансовый тупик, из которого придется искать выход нам самим.