877

Кто правит бал в Высшем совете прокуроров?


В молдавской прокуратуре – очередная смена декораций. На общем собрании прокуроров был сформирован новый состав органов самоуправления: Высшего совета прокуроров, квалификационной и дисциплинарной коллегий.

Если не возникнет внештатных ситуаций, срок их мандата продлится четыре года. Именно за этими органами закреплено проведение кадровой политики в прокуратуре и другие ключевые полномочия.

Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, в выборах приняли участие 632 прокурора, или более 90% от их общего количества. Главным вопросом повестки дня стало избрание шестерых членов ВСП и по девять членов в каждую коллегию. Руководство Генпрокуратуры полагает, что выборы прошли в максимально демократичных и транспарентных условиях, в то время как ряд прокуроров, по нашей информации, недовольны организацией избирательного процесса.

«Некоторые кандидатуры были явно навязаны прокурорам, - говорит один из представителей этого ведомства, пожелавший остаться неназванным. - Но прокурорский корпус слишком дисциплинирован, у нас не принято выносить такие темы на публичное обсуждение. К сожалению, для многих очевидно, что большинство новых назначений согласуются с политическими силами. Хотя это прямо противоречит постоянно звучащим обещаниям о деполитизации ведомства».

По словам нашего собеседника, прокуроры не готовы выносить ссор из избы еще и из-за нежелания быть уволенным или попасть под оптимизацию кадров. В нынешних условиях мало кто застрахован от «побочных эффектов» реформаторского периода. Известно, что реформа часто используется заинтересованными лицами как повод избавиться от излишне болтливых и «непослушных» сотрудников, в том числе из руководящего звена.

По должности членами ВСП являются генеральный прокурор, председатель Высшего совета магистратуры и министр юстиции. В ВСП также войдут трое штатных преподавателей права, имена которых в ближайшее время назовет парламент. Правда, неправительственные организации опасаются, что организованный депутатами конкурс не будет достаточно транспарентным. До сих пор обсуждение кандидатур происходило на кулуарном уровне, и на голосование они выносились после достижения компромисса между парламентскими фракциями.

По итогам выборов в обновленный состав ВСП вошли два руководителя управлений Генпрокуратуры – Мирча Рошиору и Руслан Попов, а также территориальные прокуроры: Виорел Туряк (Бельцы), Ремус Мороз (Хынчештский район), Василий Стойнов (Комратский район), Эдуард Машник (столичный сектор Боюканы). Кандидатуры некоторых из них, по информации заслуживающих доверия источников, давно прошли через политический фильтр и не раз обсуждались для повышения в должности. Их присутствие в совете актуально и в связи с тем, что вскоре свежесформированному составу ВСП предстоит избрать нового председателя.

До недавнего времени этот пост занимал Юрие Гараба, засветившийся в целом ряде скандальных историй. Сначала он слишком активно встал на защиту экс-генпрокурора Валериу Зубко, когда зашла речь о его отставке после инцидента с убийством во время охоты в заповеднике «Пэдуря Домняскэ». Затем Гараба стал участником ДТП, которое власти попытались скрыть, в том числе путем ареста и оказания давления на второго участника аварии.

Чтобы перемещение Юрие Гарабы на другую руководящую должность не выглядело вызывающе, с кадровыми перестановками в прокуратуре решили повременить. Но когда срок полномочий на посту главы ВСП подошел к концу, Гараба был предложен на пост заместителя генпрокурора, освобожденный Еудженом Русу.

В правоохранительном ведомстве мало для кого является секретом аффилированность Юрие Гарабы Демократической партии. Его карьерный рост многие объясняют весьма активным участием Владимира Плахотнюка. С помощью Гарабы один из лидеров Демократической партии хотел бы подстраховаться на тот случай, если глава ведомства Корнелиу Гурин окажется не у дел.

Такая же задача стоит перед политическими игроками и при формировании Высшего совета прокуроров. Известно, что Генпрокуратура неоднократно становилась предметом торга между правящими партиями, поэтому большинство новых членов ВСП попали в его состав с учетом политического критерия. Аналитики делают вывод, что политический контроль над прокуратурой не только сохраняется, но и, благодаря новым перестановкам, укрепляется.

0