Кому достанется парковка под центральной площадью Кишинева?
Администрация Кишинева отправила на рассмотрение муниципального совета проект решения технико-экономического обоснования строительства паркинга под площадью Великого Национального Собрания и схему дорожного движения в центральной части столицы.
Профильная комиссия пока не утвердила документ. Советники утверждают, что не увидели в нем действительно экономически обоснованных расчетов и возмутились тем, что им предлагают выбрать один из двух вариантов строительства. По их мнению, такие стратегические проекты должны утверждать и рассчитывать профессионалы, а в муниципальный совет должен поступить один вариант строительства.
Поступивший на рассмотрение проект был разработан МП Chisinauproiect и содержит предложение по строительству двух видов паркинга: с подземным туннелем для перенаправления транспортных потоков и самой автостоянкой на 400 машиномест. И без туннеля - просто паркинг на 580 мест. Авторы проекты утверждают, что когда часть автотранспорта переместится под землю, уровень вредных выбросов и шума в центре города уменьшится, а внешний вид площади улучшится. Кроме того, в будущем появится беспрепятственный доступ к Кафедральному собору – пешеходная зона.
И в одном, и в другом случае сооружение уйдет в глубину на два уровня. Советники утверждают, что разработчики должны были сами выбрать наиболее рациональный проект, провести, в конце концов, профессиональные слушания по этому вопросу. «Не мы должны решать по красивым картинкам, какой быть парковке. Это должно быть единственное, тщательно продуманное и взвешенное решение».
Кроме того, советники нашли ряд других не просчитанных деталей. Например, предлагаемая стоимость паркинга варьирует от 10 (с 21-00 до 5-00) до 30 леев (8-00 до 17-00) за один час. Советники утверждают, что предложенный тариф не был проанализирован.
Цель данной парковки – разгрузить центральную часть столицы. В основном в районе площади сосредоточены различные государственные и муниципальные структуры. Другими словами, потенциальными пользователями парковки будут служащие, которые однозначно не смогут заплатить 270 леев за девять часов простоя. Получается, что за 20 рабочих дней только за машину им придется отдать 5400 леев. Это больше, чем зарплата некоторых из них.
«Даже непрофессионалам видно, что дорогостоящие вложения в проект не дадут того положительного эффекта, на который рассчитывали».
Из проекта не понятно, каким образом будут строиться отношения между инвестором и примэрией. В чьем введении останется парковка в будущем? Эксперты считают, что реализовывать проект лучше в формате государственно-частного партнерства.
«Развитие подземного пространства – верное и отчасти безальтернативное решение, чтобы убрать припаркованные машины с обочин и эффективно использовать улично-дорожную сеть в Кишиневе. Однако землю под строительство подземных паркингов не нужно передавать в собственность инвестору. Наиболее подходящей станет, к примеру, форма концессии. Тем самым мы сохраним землю в муниципальной собственности».
На проектирование и строительство паркинга примэрия отводит два года. Инвестор, согласно расчетам, должен вернуть свои вложения (а это ориентировочно175 млн леев или 191 млн леев) за 14,2 лет в одном случае, или 9,6 года в другом.
Однако эксперты уточняют, что быстрой окупаемости от таких масштабных проектов ждать нельзя. По оптимистичному прогнозу, срок окупаемости - 8–10 лет, а по реалистично-пессимистичному - от 12 лет и дольше.
Конечно, власти могут заключить длительное концессионное соглашение, в рамках которого город возьмет на себя обязательства по уровню гарантированного пассажиропотока по прошествии некоторого времени после строительства первого этапа. Но это серьезная ответственность, ведь в случае если пассажиропоток окажется меньше, инвестор не будет обязан ничего построить.
Еще есть вопросы с зеленой зоной. Въезды и выезды к подземной парковке будут расположены по обе стороны правительства, а в случае отказа от возведения подземного автодорожного туннеля и по обе стороны Кафедрального сквера, что уничтожит часть центрального парка и зеленой зоны вокруг правительства.
Ну, а главное – остается открытым еще один интересный вопрос. Примэрия уже объявила конкурс на реконструкцию трех центральных столичных улиц на деньги иностранных доноров. Заявки на участие принимаются до 12 февраля 2014 года. Бульвар Штефана чел Маре входит в этот пакет.
Интересно, как столичные власти собираются строить паркинг – если уже весной начнется реконструкция главной улицы Кишинева, а проект по строительству еще даже не прошел слушания в муниципальном совете? Или, как обычно, у нас сначала сделают ремонт, взяв на это кредит, а потом перероют улицу вдоль и поперек? В данном случае снова, как анекдоте, про трубопроводчиков-джентльменов, которые пропускают асфальтоукладчиков вперед.
Возможность для обустройства еще 6240 парковочных мест в центре
Читать далее