779

Эксперты констатировали тотальный захват Молдовы олигархами

Случай „Pădurea Domnească” это событие, которое отметило Республику Молдова в 2013 году. Тем временем, государственные учреждения были на грани разрушения, имели место сомнительные сделки и непрозрачные приватизации, а юстиция оказалась в распоряжении ряда чиновников.

 
С такими заявлениями выступили аналитики, журналисты и внепарламентские политические лидеры, которые вчера вечером были гостями программы „Cabinetul din Umbră” на Jurnal TV.
 
„Первое событие, которое отметило начало этого года, был случай „Pădurea Domnească”. Это событие доказало, что у нас есть олигархи у власти, которые управляют государством, юстицией и могут себе позволить охоту на людей. Затем последовала отставки Плахотнюка и Лупу, и отставка правительства ДП, ПКРМ, ПДА и ПСРМ. Отставка правительства подвергла опасности европейский курс страны. Затем к власти пришло правительство Лянкэ, которое, к сожалению, находится под влиянием олигарха. Потом была рейдерская атака на „Moldova Agroindbank”, которая осталась незамеченной большинством СМИ и политических комментаторов, а после - непрозрачная приватизация „Banca de Economii” и Аэропорта. Далее разразились скандалы о слиянии ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 , которое, по слухам, находится в интересах того же олигарха Плахотнюка. А теперь мы наблюдаем и скандал, связанный с приватизацией „Moldtelecom”. И, наконец, важным событием стало парафирование Соглашения в Вильнюсе, затем следует решение Конституционного суда о признании румынского языка государственным. Я с грустью хочу отметить, что динамика демократии, борьбы с коррупцией и реформ не развивается. Напротив, в некоторых случаях ситуация ухудшилась, и захват государства олигархами достиг своей кульминационной точки сейчас”, - заявил политолог Богдан Цырдя.
 
„С оптимистической точки зрения, 2013 год был хорошим, потому что в этом году было подписано Соглашение об ассоциации с ЕС. Речь идёт об одном, двух днях. Эйфория прошла быстро, потому что эти неприятные события вышли из ящика Пандоры, открытого Сергеем Мокану, когда он сообщил о случае „Pădurea Domnească”. Эта цепь неприятных событий преследовала нас весь год. Ничто не закончилось таким образом, чтобы вселить в нас уверенность в независимости нашей судебной системы в том, что было подписано в Вильнюсе - имеет шансы на успех”, - сказала журналистка Анжела Арама.
 
„Я знал, что вся Республика Молдова - это „Pădurea Domnească”, но 6 января нам это доказали. Образно говоря, каждый из нас может быть Сорином Пачу. Они начали экономическое, социальное и политическое браконьерство. Тогда, 6 января, мы случайно поймали их за руку. Они стреляли друг в друга. Хуже всего то, что после случая „Pădurea Domnească” бандиты сделали полезные для себя выводы. Здесь, в студии,  единственный оставшийся оазис свободы, поскольку пресса Молдовы захвачена,  и они уже больше не играют с прессой”, - сказал лидер Движения Антимафия Сергей Мокану.
 
„Случай „Pădurea Domnească” обнажил  давно существующую в РМ реальность. В Молдове у людей есть возможность получать информацию, но обществу не хватает критического мышления. Разве в другой демократической стране могла существовать фракция в парламенте, в чьих рядах был бы осужденный депутат. У нас это в порядке вещей, ДП и Валерий Гума. В Молдове не работает верховенство закона. Из 101 депутата, 99 могут быть осуждены”, - подтвердил и политолог Оазу Нантой.
 
„В борьбе с коррупцией, было впечатление, что играют в шахматы. Очень часто обсуждалась тема о двух Владах. Очень плохо будет нам, если они найдут общий язык, потому что  мы мало что будет знать”, - подчеркнула и Лилиана Каращук, директор Transparency International Moldova.
 
Присутствовавший на программе писатель Мирча В. Чобану сказал, что лучшим решением для Республики Молдова является принятие закона о люстрации в рядах чиновников.
 
„Есть ряд признаков того, что произошёл разрыв между „Pădurea Domnească” и событиями в Вильнюсе. Имеет место смена облика политического класса, благодаря смене премьер-министра и спикера. Это внушило частичку уверенности даже на Западе, где народ более опытный. Не столько изменился  менталитет, сколько было предложено решение. Необходима радикальная люстрация. Чтобы все, кто был у власти до 2000 года, не смогли занимать государственные посты”, - сказал Мирча В. Чобану.
 
В ответ Мокану сказал, что „смена облика политического класса” в лице премьер-министра Юрия Лянкэ является всего лишь проевропейской маской.
 
„Нельзя назначать мягкохарактерных в правительство. Лянкэ тоже является своего рода овощем, наряду с Тимофти. Политика нуждается в сильных характерах. Наш шанс это не смена макияжа, а борьба, начавшаяся 6 января. Этот бой не был доведён до конца, потому что у нас нет этого инстинкта”, - сказал Сергей Мокану.
 
„Я не думаю, что интеллигенция дремлет и радуется лику Лянкэ. Наша интеллигенция ругается и ищет работу. Эта категория граждан была унижена, хотя на ней всегда держался наш народ. Они не пришли, как в былые времена советские чиновники, и сослали интеллектуалов в Сибирь, у нас это было сделано гораздо тоньше”, - добавила Анжела Арама.
 
В ходе телефонного звонка в студию, международный политический комментатор Влад Сокор, сделал ряд прогнозов на 2014 и рассказал об опасностях, которые могут настигнуть Молдову.
 
„Это был год хаотичных и непредсказуемых событий во внутренней политике. Год хаоса, распада государственных учреждений, после восстановление и успех в Вильнюсе. В 2014 году ожидают три опасности: Россия может ввести эмбарго на импорт товаров из РМ, в первую очередь, на фрукты, что может серьезно навредить экономике, больше чем эмбарго на вина; в связи с молдавскими мигрантами, которые могут получить запрет на въезд в Россию; соглашение о свободной торговле,  которое может сделать Молдову привлекательной страной для российских инвесторов, которые могут купить больше компаний, чем европейцы, которые более осторожны в этом отношении. Таким образом, у нас окажется больше инвестиций со стороны России, чем Европы. У меня есть большое опасение, что „Air Moldova” уйдёт туда, куда ушёл Аэропорт. Это компания с плохим финансовым состоянием, и государство должно поддержать ее, возможно, государство уже хочет её продать. Кому продать? Владельцу Аэропорта”, - заключил Сокор.
0