ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ. Китай зовет всех в свой союз.
Китай получил очередной контракт в Киргизии, на этот раз на модернизацию одной из крупнейших ТЭЦ страны. Доля инвестиций КНР в экономику Киргизии выросла в десять раз за пять лет. Страна все больше попадает под китайский зонтик, констатируют эксперты.
КНР продолжает экономическую экспансию в Среднюю Азию. Экспортно-импортный банк Китая (Эксимбанк) сообщил о выделении правительству Киргизии льготного кредита в размере $386 млн на модернизацию тепловой электроцентрали Бишкека.
Подрядчиком проекта выступает китайская компания Tebian Electric Apparatus Stock Co. Ltd. (ТВЕА). Кредит предоставлен сроком на 20 лет под 2% годовых, льготный период составляет 11 лет.
Согласно контракту ТВЕА установит на ТЭЦ два новых котла, что увеличит мощность Бишкекской ТЭЦ на 125 МВт (почти на 20%). Сейчас ТЭЦ ежегодно вырабатывает почти 1 млрд кВт•ч электроэнергии и более 2 млн Гкал тепловой энергии. TBEA планирует завершить модернизацию ТЭЦ за три года. Соглашение уже одобрено большинством депутатов парламента Киргизии сразу в трех чтениях. В правительстве уверены, что предстоящая модернизация ТЭЦ позволит уменьшить зависимость республики от климатических условий при выработке электроэнергии на киргизских ГЭС, которые в последние несколько лет не могут обеспечить выработку нужного количества электроэнергии из-за маловодного цикла в горных реках Киргизии.
Однако эксперты и оппозиция предупреждают: получение дешевых денег от китайского правительства ставит страну в зависимость от ее восточного соседа.
После распада СССР Киргизская Республика столкнулась с серьезными экономическими проблемами — гиперинфляцией, безработицей и бедностью, — что вынудило правительство Киргизии провести рыночные реформы согласно рекомендациям МВФ. Хотя это и позволило руководству страны остановить гиперинфляцию, однако удаленность от крупных торговых потоков, а также отсутствие больших запасов углеводородов на территории Киргизии не дали серьезного толчка к увеличению иностранных инвестиций, необходимых стране. Современная экономическая модель Киргизии, по мнению экономистов, имеет большое количество системных проблем, которые приводят к усугублению разногласий между богатыми северными областями и более бедным югом страны.
Основными инвесторами в киргизскую экономику являются Россия, Казахстан, Канада и Китай, нарастивший за последние пять лет объем прямых иностранных инвестиций в страну более чем в десять раз.
Согласно официальной статистике правительства Киргизии о деятельности компаний с иностранным капиталом на территории Киргизской Республики, Китай занимает одно из лидирующих мест по количеству предприятий с иностранным капиталом, действующих на территории страны, а также лидирует по количеству предприятий с полным участием иностранного капитала. «Сегодня Киргизия представляет большой интерес для Китая, — говорит «Газете.Ru» доктор экономических наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. — И такая заинтересованность диктуется не только экономической, но и политической необходимостью. Киргизия, как часть Центрально-Азиатского региона, несомненно, представляется Китаю одним из плацдармов для дальнейшей экономической экспансии в Центральную Азию».
По официальным данным министерства промышленности и торговли Киргизии, интерес китайских компаний прежде всего сконцентрирован на химической промышленности, а также на предприятиях, занимающихся добычей и обработкой редкоземельных металлов. Основными инвесторами выступают крупные государственные компании и инвестиционные фонды, которые покупают любую доступную на рынке недвижимость, а также вкладывают деньги в создание совместных китайско-киргизских предприятий.
«Если раньше Китай был не очень активен в регионе, а экспансия наблюдалась в виде потока китайских товаров, то сейчас мы видим бурную деятельность китайских компаний в Киргизии. Они проявляют интерес во всех сферах, причем проекты уже государственного масштаба, — отмечает политолог Азамат Темиркулов. — В итоге Китай получит доступ ко многим месторождениям».
Финансовые вливания в киргизскую экономику осуществляются и через гранты на развитие от правительства КНР. За последние несколько лет китайской стороной было выделен целый ряд грантов Киргизии на развитие инфраструктуры и социальной сферы. В 2008 году правительство КНР выделило грант размером 50 млн юаней на развитие транспорта и поддержание экономической стабильности в Киргизии. В 2011 году киргизское и китайское правительства подписали соглашение о технической и экономической кооперации, в рамках которой Пекин выделял Бишкеку грант в размере 30 млн юаней на развитие инноваций и укрепление экономики страны. В апреле 2012 года официальные представители Китая и Киргизии вновь приступили к обсуждению возможности списания долга посредством выделения гранта в размере 62,5 млн юаней, однако пока сторонам не удалось достигнуть соглашения.
Нынешняя внешняя политика Бишкека по отношению к Китаю может закончиться окончательным «попаданием Киргизии под китайский зонтик», отмечают российские эксперты. Ряд китайских аналитиков уже высказывают мнения о необходимости правительству Киргизии определиться, по какой траектории оно намерено следовать в среднесрочной и долгосрочной перспективе. «У Китая сейчас два вызова — это экономическая и военная безопасность и экономическое развитие, — заявил вице-президент Китайского института международных проблем Жуань Цзуэнь. — В этом отношении государство прорабатывает концепцию Шелкового пути. Она должна объединить Китай и Центральную Азию с ее огромным потенциалом. Впрочем, Россия, если захочет, тоже сможет присоединиться к «Шелковому пути». Таможенный союз — это всего-навсего три страны, и неизвестно, кто еще решится стать его членом».