1199

Босенко

В Кишиневе на 66-м году жизни скончался известный молдавский архитектор, дизайнер и художник Григорий Босенко.
«Я занимаюсь всем»,— говорил о себе Григорий Босенко. Все — это архитектура, графика, дизайн, каллиграфия. В молодости он спроектировал здание ЦК молдавской компартии, куда позже въехал парламент получившей независимость Молдовы, и оформил его интерьер. Известные на всю страну и за ее пределами винные подвалы Mileştii Mici — тоже его проект.
Григорий Босенко разрабатывал дизайн всем известных «Бонов народного достояния», ставших одним из символов лихих и неблагополучных 90-х. В его послужном списке огромное количество других проектов и множество наград. Чуть больше месяца назад Григорий Босенко привез из Бреста золотую медаль за победу в международном конкурсе малых форм графики и экслибриса «Игры царей». Союзы, советы и общества, где он состоял и которыми руководил, все его звания и регалии — это отдельный и внушительный список. Только вот звания его мало интересовали: «Есть люди, которые гордятся званиями и должностями, а я не считаю это предметом гордости. Пикассо, Дали не были ни "заслуженными", ни "народными". И в любой области в мире подобных титулов нет. Это советское изобретение».
Двенадцать лет жизни Босенко отдал созданию на базе личной коллекции кишиневского Музея экслибриса — первого в СССР. Его торжественно открыли в 1988 году, однако сейчас он не работает. Собранные там экспонаты эпохи Петра I, знаки Антиоха Кантемира и фельдмаршала Брюса, а также один из самых редких в мире экслибрисов — знак Hildebrand Brandenburg, относящийся к 1480 году, лежат в запасниках Дома-музея А.С. Пушкина. К уникальным экспонатам нет доступа, и это печалило основателя музея.
Ученик архитектора Валентина Войцеховского Босенко сам многих учил любимому делу. В том числе тех, кто сегодня определяет, каким быть Кишиневу. Последним от него изрядно доставалось: за отсутствие идей, за безвкусицу, за безжалостное уничтожение старого города.
Уроженец Килии Григорий Босенко знал Кишинев как мало кто из коренных кишиневцев. Он много говорил и писал о городе, который любил как родной. Говорил все больше с грустью. «Мы потеряли общую идею решения пространства. Нет стилевого решения убранства городской среды. Когда приезжают ко мне разные люди, я провожу экскурсии, стыдно ходить по городу. Они удивляются: "А почему здесь заканчивается одна плитка и начинается другая? А почему здесь уровень тротуара выше?" Люди, у которых другой подход ко всему этому, просто в шоке от Кишинева»,— сетовал архитектор.
Те, кто принимает решения, его возмущение, безусловно, слышали. Не могли не слышать. Но не слушали. А он продолжал работать, говорить и верить, что смутному времени наступит конец: «Вчерашние крестьяне хотят почувствовать себя боярами. Этот период пройдет. Ведь определяющее — это не деньги. В конце концов, образованность определяет человека, а не наличие денег».
13 октября — ровно за месяц до 66-летия — Григорий Босенко скончался в столичной Больнице скорой помощи.
Прощание с мастером состоится 15 октября в 14.00 в Союзе архитекторов Молдовы.
http://www.kommersant.md/print/21454
0