«МОЛДАВАНЕ В РОССИИ СТЫДЯТСЯ СВОЕЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ»
Число молдавских трудовых мигрантов в России за последний год выросло вдвое. О том, чем привлекательна эта страна для граждан Молдовы, какие новые методы борьбы с незаконной миграцией готовит Россия и что сделать, чтобы молдаване перестали стесняться своей национальности корреспонденту «Ъ-MD» ОЛЬГЕ ГРОСУЛ рассказал председатель Конгресса молдавских диаспор АЛЕКСАНДР КАЛИНИН. «167 тыс. граждан Молдовы отмечены как нарушители миграционного режима»
— Россия — одно из самых популярных направлений для молдавских трудовых мигрантов. По данным РФ, сколько их сейчас?
— По информации российской Федеральной миграционной службы (ФМС), на территории России находится 526 тыс. молдавских граждан по сравнению с 225 тыс. год назад. Мало кто знает, но ФМС запустила электронную систему, которая четко отслеживает передвижение иностранцев по территории РФ. В базе данных этой системы 167 тыс. граждан Молдовы уже отмечены как нарушители миграционного режима.
— Чем им это грозит?
— Раньше нарушителям миграционного режима было проблематично покинуть территорию России и приходилось решать этот вопрос разными способами с пограничниками. А сейчас, даже если гражданин покинет территорию РФ, в системе ФМС он будет высвечиваться красным цветом, и ему в любой момент смогут запретить въезд в РФ или депортировать из РФ по решению суда.
— На какой срок может быть запрещен въезд в Россию?
— На три года.
— Насколько последовательно применяются санкции к тем, кто оказался в черном списке?
— Пока компьютер в произвольном порядке отобрал тысячу человек, к которым применили эту меру. Был случай, когда женщина приехала в Молдову проведать приболевшую бабушку, а затем хотела вернуться в Россию к мужу и детям, но попала в категорию «запрет на въезд». Сейчас посольство Молдовы в России ведет переговоры с ФМС, чтобы получить список граждан, которые попали под запрет на въезд или числятся как подлежащие депортации, чтобы информировать их об этом. Многие узнают о депортации только в аэропорту. К нам сейчас обращается много граждан, желающих поехать в Молдову на майские праздники, чтобы узнать, нет ли их в черном списке.
— Многие мигранты работают в России неофициально. Каким рискам они при этом подвергаются?
— Все, что не оформлено юридически, рано или поздно негативно отразится на гражданине. Мигранты идут на многие уступки, в том числе по оплате труда, чтобы устроиться хоть на какую-то работу. Часто случается, что гражданам вообще не выплачивают зарплату, поэтому мы призываем всех заключать трудовые соглашения со своими работодателями. Сейчас ФМС ввела уголовную ответственность для руководителей за работу нелегалов на предприятии. Если раньше был штраф порядка $26 тыс. за одного нелегала, то сейчас — до двух лет лишения свободы. Нелегально трудоустроенных граждан судить не будут, но они попадут в категорию «запрета на въезд».
— На какие ухищрения идут молдаване, чтобы обойти бюрократическую волокиту с документами для легализации своего пребывания в России?
— Многие граждане просто выезжают каждые три месяца с территории России, чтобы не получать разрешения на работу, но и в этом направлении ФМС работает. Сейчас она будет создавать специальную электронную карту, которая сможет учитывать, с какой целью приезжает иностранец: как турист, в гости, для трудоустройства. Поэтому я бы настоятельно рекомендовал всем трудовым мигрантам легализовываться. Вся информация есть на нашем сайтеwww.moldova.ms
«Заявления некоторых молдавских политиков бьют по нашим гражданам»
— Какие еще новшества готовит российская сторона по отношению к мигрантам?
— Россия поднимает вопрос о медицинском обслуживании мигрантов, так как они могут быть переносчиками инфекционных болезней, в том числе гепатита и ВИЧ. В этом направлении мы работаем над проектом добровольного медицинского страхования для граждан РМ на территории РФ и уже заключили контракты с тремя страховыми компаниями, разработали несколько полисов сроком на 3–12 месяцев и стоимостью от $10 за три месяца (страховая премия $500) до $170 за год (страховая премия $25000). При этом страховка будет покрывать травмы на производстве, лечение в случае острых заболеваний, посещение стоматолога. Эта же страховка будет включать услугу репатриации останков погибших на родину и транспортировку граждан, которые не могут самостоятельно передвигаться, до вокзала или аэропорта.
— За год число граждан Молдовы в России увеличилось в два раза. Что их так привлекает именно в России, ведь в Европе средняя зарплата трудового мигранта выше?
— Европа находится в глубоком кризисе. Мы общаемся с молдавскими гражданами, которые приехали в Россию из Италии, Португалии, других стран. Они рассказывают, что работали там сиделками, гувернантками, домработницами. Но сейчас из-за кризиса работодатели не могут себе позволить их услуги и просто увольняют. В России кризис проходит менее жестко, к тому же сюда намного проще приехать из-за отсутствия визового режима.
— Рынок труда России предлагает мигрантам в основном неквалифицированную работу, хотя немало работающих в России молдавских граждан — люди с высшим образованием. Как они сами относятся к такой смене деятельности и статуса?
— Когда мы создали организацию, мы хотели поменять отношение россиян к молдавским гражданам, проявляющееся, в частности, в очень обидных анекдотах. Для этого мы создали энциклопедию «Гордость Молдовы», в которой рассказали об известных за рубежом выходцах из Молдовы. Например, мало кто знает, что новый фильм «Легенда №17» снят молдаванином Николаем Лебедевым, а один из пяти лучших дизайнеров мира Владимир Пирожков родился в Кишиневе. С другой стороны, мы ведем переговоры с российскими предприятиями, чтобы наши мигранты по возможности устраивались на работу по профессии. В этом случае они освобождаются от необходимости получать разрешения на работу, а их труд достойно оплачивается. Но это сложно реализовать, так как некоторые заявления наших политиков сильно бьют по нашим гражданам в России. Например, когда в Молдове некоторые политики пытались переформатировать историю и призывали не чествовать ветеранов Великой Отечественной войны, руководители предприятий увольняли с работы наших граждан из-за таких заявлений.
«Политические предпочтения те же, что и в Молдове»
— Как диаспора помогает в нештатных ситуациях, например в случае с трагическим ДТП в 2011 году, когда автомобиль банка «Авангард» насмерть сбил четырех граждан Молдовы?
— Руководство банка мне тогда гарантировало, что выплатит по $100 тыс. семьям погибших. Но в день похорон из Москвы приехал адвокат банка, который взял у жен погибших расписки, что те не имеют претензий к руководству банка, так как оно взяло на себя расходы по репатриации и захоронению, а также якобы сделало какие-то выплаты семьям. С этими бумагами на руках банк себя очень вольготно чувствовал, так как в юридическом плане ему невозможно предъявить никаких претензий. На встрече с руководством банка я сказал, что подписанные в состоянии аффекта документы не имеют юридической силы. Но здесь есть еще проблема: родственники погибших боятся, что эти деньги нужны мне или кому-то еще. Я до сих пор не знаю, получили они эти деньги или нет. Вообще в таких случаях мы совместно с посольством изыскиваем средства на транспортировку граждан. Помимо этой помощи молдавским гражданам диаспора еще оказывает бесплатную юридическую помощь.
— Сталкиваются ли граждане Молдовы с трудностями при сдаче обязательного экзамена на знание русского языка?
— Существует очень малый процент, я бы сказал ничтожный, молдавских граждан, которые бы не знали русского языка. Поэтому им не надо посещать спецкурсы, а нужно лишь прийти в специальные центры при университетах и сдать экзамен. Он несложный. Стоимость такого экзамена $170. Он необходим для получения разрешения на работу или при подаче документов на российское гражданство. Вместо него можно предъявить диплом российского вуза либо документ о том, что вы прошли курсы по изучению русского языка в российских учебных заведениях. — Последние исследования говорят о том, что большая часть мигрантов интересуется тем, что происходит в стране, но немногие из них принимают участие в выборах. Почему? — У нас есть точные данные о количестве граждан Молдовы на территории РФ, и перед выборами мы передаем их правительству и в Центризбирком, в том числе для того, чтобы они увеличили количество избирательных участков в России. В 2010 году мы предлагали открыть больше 20 участков, но открыли только пять, причем не все там, где они были действительно необходимы. На мой взгляд, чтобы повысить явку, нужно приблизить эти участки к месту работы граждан, потому что они работают с утра до вечера, без выходных, и работодателей не интересует, что у работников на родине проходят выборы. Я предлагал также, если власти хотят видеть реальную картину, проводить выборы в период Пасхи, когда большинство мигрантов приезжает на родину.
— Каково отношение молдавской диаспоры в России к последним политическим событиям в Молдове?
— Политические предпочтения граждан здесь не сильно отличаются от тех, что в Молдове. Если взять данные за последние десять лет, процент голосовавших за разные политические партии сопоставим с тем, как голосуют в Молдове. Даже те партии, которые жестко выступают против России, имеют здесь в процентном отношении примерно ту же поддержку, что и в Молдове.
«Я бы посоветовал властям использовать опыт Сингапура»
— Четверть молдавских мигрантов не собирается возвращаться из России на родину. Можно ли их переубедить и стоит ли это делать?
— Смириться с этим нельзя, потому что самая большая ответственность власти — это сохранение народа, его идентичности, языка, фольклора. Растерять народ можно очень быстро. Знаю, что правительство РМ запустило несколько программ для трудовых мигрантов, но это не выход. Нужно увеличить число рабочих мест в стране и поднять зарплаты. За прошлый год переводы из России в Молдову составили порядка $2 млрд, и эти деньги можно заставить работать на благо нашего народа. Но помимо финансовой есть и моральная сторона вопроса. К примеру есть твердые ассоциации: Япония — японец, Америка — американец, но, говоря «молдаванин», мы теряемся и не можем понять, кто мы есть, у нас трудности с самоидентификацией. Необходимо определить свою национальную идею, которая есть во всех развитых государствах. Не важна национальность, важна национальная идея. Нужно найти такую, которая сплотит наш народ, чтобы граждане гордились тем, что они молдаване. Бывает, я захожу в магазин, понимаю, что продавец моя соотечественница, перехожу на молдавский язык, а она не хочет говорить по-молдавски.
— Им стыдно, что они молдаване?
— Да, и это самое страшное. Наши граждане стыдятся того, что они молдаване. Это проблема, которая должна волновать политических лидеров Молдовы. Нужно сделать так, чтобы люди гордились тем, что они молдаване. Это проблема не одного года и не одного созыва парламента. У нас ведь каждая метла метет по-своему. У политических партий может быть разный подход к управлению государством, но вектор должен быть один. Молдова должна стать стабильным государством, действующим в интересах гражданина, и в первую очередь государством, которое найдет общий язык с партнерами и на Западе, и на Востоке, вне зависимости от стратегии европейской интеграции. Очень важно понимать, что сегодня 526-ти тысячам гражданам, находящимся на территории РФ, нужна помощь своего государства. Политики должны делать все, чтобы облегчить их положение.
— Как продвигаются переговоры по подписанию двустороннего соглашения в области социального страхования между Молдовой и Россией?
— Вопрос о пенсиях стоит давно. Определенные документы о том, чтобы стаж работы на территории РФ засчитывался при расчетах пенсии в Молдове, подписаны давно. Но власти не должны останавливаться на этом, а отслеживать, как исполняются их решения на практике, поскольку там, где есть финансовые потоки, всегда есть проблемы. Нередко граждане платят взносы в социальные и пенсионные фонды, а взамен ничего не получают.
— Почему трудовые мигранты тратят весь свой заработок на потребление? Только 1,6% работавших в России основали свой малый бизнес, вернувшись в Молдову.
— Во-первых, в Молдове сильно упала покупательская способность граждан и развивать бизнес сложно. Второй вопрос в том, что граждане зарабатывают и сразу отсылают деньги на родину, а чтобы открыть бизнес, нужно вернуться домой с «финансовой подушкой». Деньги тратятся, как вы правильно сказали, на бытовые нужды. Я бы посоветовал властям использовать опыт сингапурского «экономического чуда». Власти Сингапура, помимо прочего, пригласили вернуться в страну своих выходцев, добившихся успеха за рубежом. Ведь если они подняли бизнес и достигли успеха в другой стране, они могут принести этот опыт в страну происхождения.
Первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю как-то сказал: «Если неправильно управлять страной, все умные люди уедут».
Источник - http://www.kommersant.md