Как уберечься от похищения номеров с целью выкупа
Похищение автомобильных номеров с целью требовать выкуп – относительно новый способ вымогательства, зародившийся в конце «нулевых» в южных городах России, где номера скручивали с машин, на которых приехали отдыхающие из других регионов. Расчет был прост: человек на курорте едва ли захочет тратить свой отпуск на хождение «по инстанциям». Однако вскоре мошенники сообразили, что время вообще деньги, особенно в столице – и криминальный бизнес перекинулся на Москву. Одна из первых масштабных вспышек «номерных» краж произошла в 2009 году – 5 октября в столице пропало сразу 50 автомобильных номеров (не обошлось без курьеза – были украдены дипломатические номера с автомобиля итальянского представительства). Несмотря на заявления со стороны Московского уголовного розыска и Управления ГИБДД о принимаемых мерах, вскоре вымогательство приобрело черты эпидемии: с 2011 г. в МВД обратилось свыше 14 тысяч граждан с заявлением о хищении регистрационных знаков. Впрочем, эта статистика отражает лишь каплю в море: чаще всего автомобилисты либо договариваются со злоумышленниками, либо заявляют об утере номеров – чтобы избежать лишней волокиты с возбуждением уголовного дела.
У кого воруют номера
С течением времени воровской «бизнес» стабилизировался и приобрел характерные черты, позволяющие выделить основные «группы риска» - это иностранные и, так называемые, «красивые» номера. Например, владелец автомобиля на белорусских номерах, в случае их кражи, оказывается в настоящей правовой ловушке: ездить без номеров нельзя, но, чтобы получить новые, за ними все-таки придется поехать. Конечно, можно обратиться в полицию – и получить справку о краже, но парадокс в том, что такая справка не является основанием для нарушения статьи 12.2 КоАП РФ. То есть, формально инспектор вправе выписать протокол за езду без номера (а это 5 тысяч рублей штрафа или лишение прав на 1-3 месяца) даже при наличии справки о краже. С учетом того, что этот момент оставлен на усмотрение сотрудников ГИБДД, стоит ли удивляться, что многие водители предпочитают платить или пробираться в Белоруссию украдкой, ночью, иногда даже распечатав и наклеив на картонку фальшивые номера? Владельцам же европейских знаков для получения дубликатов приходится обращаться в посольство и ждать, пока их перешлют – процесс не быстрый. Именно поэтому стоимость выкупа иностранного номера может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.
Впрочем, выкуп «красивого» российского номера может обойтись его владельцу еще дороже: жулики прекрасно осведомлены о негласных расценках на такие регистрационные знаки в ГИБДД. Что любопытно, зачастую бывшие владельцы «красивых» номеров подозревают полицейских в содействии ворам: «Позвонил по указанному номеру, сгоряча послал их подальше. Только тронулся, чтобы выехать от рынка на дорогу, и вот они (гайцы) и сразу стоят. Еле сторговался на 10 тыс. рублей, но ехать дальше не разрешили – пришлось вызывать эвакуатор. Мораль: не проще ли было сразу заплатить?» Отметим, что такие потерпевшие, как правило, не вызывают сочувствия в интернете. «Одни уродам заплатил, а другим не хочешь?» - иронизируют пользователи автофорума над водителем, лишившимся «красивого» знака, который, в свое время, недешево ему обошелся. «Красивые номера – это диагноз, - вторят другие. – Откатись от Москвы верст за 100, и отдерет тебя лейтеха из райгаи, не взирая ни на какие номера. Поставь обычные – и живи спокойно».
Однако спокойной жизни нет и у автомобилистов с «рядовыми» номерами: по мнению правоохранителей, кражей обычных российских номеров занимаются жулики самого низкого пошиба – безработные гастарбайтеры или наркоманы. Цена возврата редко когда превышает сумму, которую требуется официально уплатить за изготовление новых знаков – 2500 рублей. Смирившись с фактом потери, большинство водителей приходят к выводу, что это хорошее предложение – деньги те же, зато экономятся время и деньги. Тем более, как рассказывают потерпевшие, воришки не прочь поторговаться и сбавить цену. Еще бы, ведь они не утруждают себя лишней работой - зачастую скрученные номера прячутся буквально в паре метров: за мусорным контейнером, на крыше соседнего гаража или под автомобилем, давно стоящим во дворе «на приколе». Отдельной статьей, правда, проходят дорогие машины – цена возврата госзнаков тут может доходить до 10 тысяч рублей: «Звонил им, говорят – 7000 рублей. Нам, типа, все равно, а ребята работали. Если вам дешевле восстанавливать – восстанавливайте», - говорит владелец Volkswagen Tiguan.
Как защитить номер
Пандемия краж привела к появлению целого рынка «защиты» для регистрационных знаков. Основное правило для нежелающих расставаться с номерами, гласит: знаки должны быть прикручены к корпусу автомобиля, а не вставлены в пластиковые рамки. Вынуть номер из рамки – секундное дело, а во втором случае злоумышленникам придется тратить дополнительное время на откручивание шурупов. Следующая степень защиты – использование «секреток», то есть, болтов с нестандартными головками, требующими для откручивания специального ключа. Отметим, что дешевые китайские «секретки» с рынка годятся только для защиты от любителей - более менее «укомплектованный» злоумышленник обязательно имеет набор типовых «секретных» ключей, не говоря уже о том, что зачастую «секретный» болт легко откручивается и обычным инструментом.
Еще надежнее крепить номер к бамперу заклепками – прочность этого варианта ограничена только толщиной пластика, а передний бампер у современных машин довольно тонкий. «С утра обнаружил, что номер выдернули вместе с заклепками, остались рваные дыры», - сетует владелец Peugeot. Наконец, ультимативный вариант «пассивной» защиты номера – антивандальная рамка, сделанная из стали. Вес такой рамки может достигать 2 килограммов, причем некоторые фирмы предлагают дополнительно рассверливать крепежные гайки, после чего рамку с номером вообще невозможно будет снять без применения режущего инструмента (непонятно только, как на это отреагируют сотрудники ГИБДД, если водитель такого автомобиля «наездит» на снятие номеров). Ответной частью для тяжелой рамки является, конечно, не сам бампер, а специальные закладные пластины с обратной стороны бампера. Минусом конструкции, пожалуй, является только цена (от 5 тысяч рублей, и это без установки) и внешний вид – не каждый захочет возить спереди такой кусок железа.
Но не все полагаются исключительно на грубую силу: другие компании предлагают «электронные» решения для защиты номеров. Например, объемный микроволновый датчик, работающий в паре со штатной сигнализацией – его установка обойдется в 3-5 тысяч рублей. Если кто-то дотронется до номеров – машина ответит пронзительными трелями и морганием фар или оповестит своего владельца при помощи брелока. Но, прежде чем бежать, сломя голову, на встречу со злоумышленниками, необходимо подумать дважды и трезво оценить свои силы – зачастую «охотники за номерами» работают парами, а вероятные национальные обычаи можно выразить фразой: «Кое-что за пазухой мы держим».
Как наказывают вымогателей
Почему же кража номеров процветает в России как никакой другой криминальный бизнес? Дело в том, что ловля таких жуликов – занятие весьма трудоемкое для полиции. Если злоумышленника не поймали за руку при скручивании знаков, то доказать что-либо потом уже весьма сложно. Конечно, оставленный для связи телефонный номер зарегистрирован не на него (или вообще ни на кого не зарегистрирован, SIM-карта куплена на Украине), а вычислить преступника, проводящего деньги через разнообразные интернет-кошельки, чрезвычайно сложно. Если он не забывает об элементарной осторожности - и время от времени меняет банкомат для снятия денег, то и практически невозможно. Если полицейским удается все же схватить воришку, возникает другой вопрос – что же ему вменить?
Автомобильные номера потому и называются «государственными регистрационными знаками», что принадлежат государству, а не собственнику машины. Таким образом, в деле не находится потерпевшего: у водителя ничего не крали. Кажется, виновного можно «подвести» под вымогательство – но большинство жуликов прекрасно это понимают и сразу заявляют, что случайно нашли знак на улице и хотели вернуть его за вознаграждение. А право на вознаграждение гарантировано Гражданским кодексом. Таким образом, привлечь злоумышленника можно только за мошенничество, причем в не крупном размере – за что, по действующему законодательству, и арестовывать-то не положено.
Абсурдное несоответствие преступления наказанию понимают все: в феврале нынешнего года министр внутренних дел Владимир Колокольцев поручил МВД подготовить законопроект, устанавливающий ответственность за кражу автомобильных номеров. Соответствующие пункт предполагается внести в статью 325 УК – «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия». В нынешней редакции статьи за подобные преступления предусматривалось наказание в виде штрафа от 80 тысяч рублей до 200 тысяч, либо лишение свободы на срок до двух лет.
Однако эксперты считают, что искоренять прибыльный «бизнес» нужно не ужесточением наказания, а обрубанием той ветки, на которой, образно говоря, сидят жулики: то есть, необходимо сделать процесс получения новых номеров легким и дешевым: «Если бы можно было в заявительном порядке, имея документы на машину, заказать на Госзнаке новые номера – этот криминальный бизнес бы сразу исчез. Кроме того, людям не приходилось бы ездить с мятыми и облупившимися после ДТП номерами», - убежден координатор «Синих Ведерок» Петр Шкуматов.
Отметим, что Россия – не единственная страна, где воруют номерные знаки. В США краденые номера используют, чтобы обмануть систему видеофиксации нарушений. Но злоумышленникам не придет в голову вымогать деньги за их возврат – дело в том, что временные дубликаты номеров водитель получит бесплатно и прямо на месте хищения, а новые номера ему привезут домой (их изготовление обойдется водителю в 100 долларов).
/Autonews.ru