772

Политический "Арбуз" созревает?




Хорошо смеется тот, кто смеется последним. А арбуз – ягода вкусная.
Давняя идея красно-зеленого «арбуза» получила, наконец, шанс реализоваться. И этот шанс во вред себе невольно спровоцировал хитроумный Одиссей молдавской политики Плахотнюк. В последний момент перед уже договоренным назначением Филата на должность премьера Плахотнюк кинул его с помощью контролируемого им Конституционного суда. В итоге Филат потерял не только ожидаемый им пост премьера, но и пост и. о. премьера. Чисто по-человечески можно предположить, что Филат, в ярости от очередного не просчитанного им финта Плахотнюка, готов ему отомстить. Убедившись, что с Плахотнюком в одиночку ему ни справиться, ни договориться невозможно, он может предложить союз Воронину. Вместе у них в Парламенте более 61 голоса. Этого достаточно, чтобы Плахотнюку мало не показалось. Новое большинство, отправив в отставку Тимофти и Лупу, поделит между собой должности президента и спикера, не говоря уже о генпрокуроре и министрах.
Этот расклад до примитивности прост. И конечно же, Плахотнюку он известен. Последний, однако, уверен, что Филат на это никогда не пойдет, боясь потерять лицо перед Западом. До сих пор, действительно, так и было. И другого выхода, кроме как  участие в АЕИ-2, у Филата  не было, и не так еще Плахотнюк смертельно его доставал. Но теперь ситуация изменилась. Плахотнюк не только грозный бизнес-конкурент, но и человек, поставивший Филата перед всем миром в положение лоха деревенского. Это уже личное оскорбление, за которое полагается на дуэль вызывать. Да и выход без потери лица перед Западом у Филата все же есть.
Как, не потеряв лицо,  соединить стремление  Филата в Евросоюз со стремлением Воронина в ЕврАзэс  ? Им может помочь то, что инициатором вхождения в Евросоюз в свое время был Воронин, а Филат и сейчас не против налаживания отношений с Россией.
Опираясь на эти общеизвестные факты, они могут выступить с совместной инициативой образовать Конфедерацию двух государств на обоих берегах Днестра с тем, чтобы Левый берег, как он и желает,  вошел для начала в Таможенный союз, а Правый берег для начала – в зону свободной торговли с Евросоюзом.  Конфедеративный договор позволяет членам Конфедерации вступать в любые союзы по отдельности, а кроме того, позволяет в любой момент выйти из Конфедерации, что является гарантией их политической независимости. Последнее, однако, не понадобится, поскольку нет уз крепче экономических, а объединенная бивалентная Молдова, став мостиком между Западом и Востоком, имеет все шансы расцвести в экономическом отношении, и Тирасполю это не менее выгодно, чем Кишиневу. Немаловажно и то, что для властных элит Кишинева и Тирасполя, страдающих от тесноты на своих «Олимпах»,  будут созданы новые рабочие места в конфедеративных структурах, а лишние расходы на государственное управление не слишком обременят население, поскольку с лихвой окупятся возможностями экономического процветания.
Подтянувшись экономически, правобережная часть объединенной Молдовы может позже стать полноценным членом Евросоюза, а левобережная часть – полноценным членом ЕврАзЭс.
И будет, наконец, разрешен давний конфликт на Днестре, мозолящий глаза и Востоку и Западу, не говоря уж о разъединенном многонациональном молдавском народе.
Филат, находясь в составе Альянса-2 не решался на эту комбинацию, да под ним и не очень горело, но теперь для него это  единственный способ надолго остаться в большой политике, осчастливив при этом все население объединенной Молдовы.
Совершенно очевидно, что почти в той же степени, как и Филата, Плахотнюк достал и Воронина, нейтрализовав существенную часть электората ПКРМ, не имеющую современных молдавских паспортов. А выдать такие паспорта Альянс-2 или 3, естественно, спешить не будет. Кроме того, проведя закон о мажоритарных округах, Плахотнюк уверен, что в соревновании за подкуп электората и  избранных депутатов он Воронина победит, ибо финансовых возможностей у него побольше. Понятно, что Воронин почти в такой же ярости, что и Филат. Но обращение ПКРМ (без соавторства с ЛДПМ) к ОБСЕ и Венецианской комиссии ни к чему не приведет: у них свои, всем понятные,  приоритеты. Поэтому ПКРМ и ЛДПМ просто обречены на союз.
Итак, нынешняя победа Плахотнюка над Филатом и Ворониным грозит обернуться первому пирровой победой. Объединившись, да так, что не потеряют лица перед своими западными и восточными политическими бенефициариями, ЛДПМ и ПКРМ могут вернуться во власть, сделав лохом на этот раз Плахотнюка. А другого раза у Плахотнюка уже не будет: ни Запад, ни Восток не захотят иметь дело с более чем хитрым молдавским Одиссем, способным, - невероятно способным, -  кинуть и тех, и других. Даже в способностях надо знать меру!
Александр Арцыбашев


0