968

Вернутся ли русские в Россию?

Программа переселения соотечественников становится более популярной
Александр Шустов
10.04.2013



С 1 января 2013 г. в России действует новая, заметно улучшенная версия программы содействия добровольному переселению соотечественников. Сама программа стала бессрочной, значительно расширен круг членов семьи, которые могут в ней участвовать, а место жительства теперь можно выбирать, не ориентируясь, как раньше, на список конкретных муниципальных образований. Все это способно заметно увеличить число переселенцев из бывших союзных республик, большинство которых, как показывают данные недавнего опроса, ориентированы на эмиграцию в Россию.
 
Исследование положения и миграционных настроений российских соотечественников, проживающих за рубежом, проводилось по заказу внешнеполитического ведомства РФ. Его география включала 8 стран ближнего и дальнего зарубежья, на территории которых сосредоточена большая часть этнических русских и другого русскоязычного населения – Германию, Латвию, Украину, Молдавию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан. Тем самым, в исследовании были «равномерно» представлены европейский и азиатский регионы, что позволяет проследить разницу в миграционных настроениях их русского населения. На примере Европы можно оценить и различия между отдельными странами, кардинально отличающимися по уровню жизни, такими, например, как Германия и Молдавия.
 
Всего было опрошено 7200 человек – примерно по 900 в каждой стране, включая как городское, так и сельское население, а также различные половозрастные группы. Причем опрашивались не только этнические русские. Исследованием были охвачены три группы соотечественников - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом, представители диаспоры народов Российской Федерации и представители титульных этносов, относящие себя к российским соотечественникам. При этом абсолютное большинство участников опроса все же идентифицировало себя как русские. В результате исследования едва ли не впервые в столь широком контексте были собраны данные по социальному, экономическому, политическому положению российской диаспоры в ключевых государствах ее проживания, степени информированности о программе переселения и готовности в ней участвовать.
 
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с результатами исследования - резкое различие между странами по соотношению соотечественников, которые хотят и не хотят переселяться в Россию.
 
Из Германии – государства с одним из самых высоких в мире уровнем жизни, почти никто уезжать не собирается. 87,8% германских соотечественников на вопрос о желании переехать в РФ ответили «скорее нет» или «безусловно нет», и лишь 4,2% сказали «скорее да» или «да».
 
4,3% испытывают желание перебраться в Россию время от времени, еще 3,7% отметили наличие такого желания у членов их семей. Аналогичная картина складывается в Латвии. 85,2% латвийских соотечественников переселяться в Россию не намерены, и лишь у 4,5% такие планы есть. Причем твердо на эмиграцию настроены всего 1,4% опрошенных. Поскольку уровень жизни в Латвии заметно ниже немецкого, большинство соотечественников, видимо, прельщает главным образом членство страны в Шенгенской зоне и возможность беспрепятственно передвигаться по Европе.
 
В европейских странах СНГ ситуация заметно отличается от ЕС. На Украине – стране с самой большой русской диаспорой в мире (около 8 млн чел.) заинтересованность в переезде в Россию в той или иной форме выразили 65,2% соотечественников. 15,4% из них на вопрос о желании эмигрировать ответили «безусловно «да», и еще 21,5% - «скорее «да». Только 17,4% не настроены на переезд, и лишь 7,8% - твердо. Столь большой процент потенциальных переселенцев объясняется экономической привлекательностью России и наличием родственных связей. 42,9% свое желание переехать объяснили экономическими факторами, еще 32,9% - возможностью реализовать свой потенциал, 39,8% - стремлением воссоединиться с родственниками и 23,1% - желанием получить лучшее образование. Несмотря на то, что единственным государственным языком на Украине является украинский, а русский имеет статус регионального в нескольких областях, этнокультурные факторы в формировании миграционных настроений заметной роли не играют. 13,8% опрошенных среди причин переезда указали конфликты с местными жителями или выпадение из русской культурной среды, что объясняется включением в выборку западных областей. Еще 5,8% заявили о притеснениях со стороны властей. Однако в целом этнокультурная ситуация на Украине оценивается как благоприятная.
 
В Молдавии количество желающих эмигрировать в Россию еще выше. Соотношение соотечественников, нацеленных и не нацеленных на переезд, напоминает Германию с точностью до наоборот. 82,6% опрошенных в той или иной степени настроены на переезд в Россию, в том числе 16,6% - твердо. Только 1,6% на вопрос о желании эмигрировать в РФ ответили «безусловно нет», и еще 4,8% - «скорее нет». Главная причина, заставляющая задумываться о смене места жительства – плачевное состояние местной экономики и стремление воссоединиться с родственниками. Поскольку же экономическая ситуация в Молдавии гораздо хуже, чем на Украине, то и процент желающих переселиться в Россию заметно выше.
 
Сказывается и местная специфика. В Молдавии сильны националистические и прорумынские настроения, поэтому одним из мотивов эмиграции является желание жить в среде русской культуры.
 
 
В Центральной Азии миграционные настроения соотечественников заметно отличаются не только от Западной и Восточной Европы, но и от страны к стране. Большая часть этого региона относится к зоне традиционного распространения мусульманской цивилизации и проживания азиатских, преимущественно тюркских народов. Европейское население проживает здесь в условиях иноэтничного и иноконфессионального окружения, что определяет специфичность его положения.
 
В Казахстане - наиболее успешном в экономическом плане государстве Центральной Азии, где проживает вторая по численности после Украины русская диаспора (около 3,7 млн чел.), на переезд в Россию в той или иной мере настроена половина соотечественников (50,7%) – меньше, чем в Молдавии и даже на Украине. При этом твердо намерены переехать 14%, еще 14,7% на вопрос об этом ответили «скорее «да», а 22% заявили о непостоянстве своих миграционных настроений («иногда «да», иногда «нет»). Остаться в Казахстане твердо настроены всего 6,7% соотечественников, а 22,3% на вопрос о переезде ответили «скорее «нет». Среди причин переезда примерно равную долю занимают плохая экономическая ситуация (37%), стремление воссоединиться с родственниками (36,8%), возможность реализовать свой потенциал (36%), а также желание дать лучшее образование себе или своим детям (31%). Более значимыми «выталкивающими» факторами в Казахстане являются стремление жить в русской культурной среде и опасность выпадения из нее (15%), конфликты с местным населением (9%) и притеснения властей (8%), что отражает такие тенденции, как сужение сферы официального применения русского языка и рост националистических настроений среди казахского населения.
 
 
В Узбекистане, занимающем по численности русского и русскоязычного населения второе место в Центральной Азии (около 1 млн чел.), на переезд в Россию ориентированы 58,7% соотечественников – несколько больше, чем в Казахстане, но меньше, чем на Украине и в Молдавии.
 
Учитывая сложную экономическую ситуацию и гораздо более низкий, чем в Казахстане, уровень жизни, такой процент настроенных на эмиграцию выглядит несколько странно. Во многом он объясняется информационной закрытостью и ограничением доступа к российским СМИ, отразившейся в заметно более слабой информированности узбекских соотечественников о программе переселения. При этом доля твердо настроенных на эмиграцию в Узбекистане заметно выше, чем в Казахстане (20%), а твердо намеренных остаться – почти в два раза ниже (3,7%). Среди причин переезда почти вдвое выше значение плохой экономической ситуации (55%), тогда как возможности реализовать свой потенциал (28%), получить хорошее образование (27%) и воссоединиться с родственниками (25%) – несколько ниже.
 
Особое место в регионе занимает Киргизия. В советский период она стала самой русифицированной республикой Средней Азии (кроме Казахстана), во многом сохранив эти позиции до сих пор. Однако две революции (2005 и 2010 г.), а также ожесточенные киргизско-узбекские столкновения в южных регионах (июнь 2010 г.) привели к резкому ухудшению политической и экономической ситуации. Не удивительно, что процент желающих переехать в Россию здесь самый высокий из всех обследованных государств (91,2%), а доля желающих остаться (8,9%) – одна из самых низких. Киргизия также опережает Казахстан и Узбекистан по числу твердо намеренных уехать (23,5%) и остаться (2,2%). Среди причин переезда главную роль играют не экономические мотивы, а стремление получить лучшее образование (39%) и воссоединиться с родственниками (34,3%). Феноменально высокой на фоне соседей выглядит доля таких причин, как притеснения со стороны властей (23,7%), опасность выпадение из русской культуры (21,1%) и конфликты с местным населением (12,9%).
 
Сохранение перманентной политической и экономической нестабильности вполне может сделать Киргизию одним из главных резервуаров эмиграции русских в Россию.
 
 
Единственной страной Центральной Азии, где русских сегодня почти не осталось, является Таджикистан. Их численность сегодня оценивается не более чем в 30 тыс. чел. Значительную часть русской диаспоры составляют пенсионеры и малообеспеченные люди, не способные самостоятельно покинуть республику. Доля стремящихся перебраться в Россию здесь несколько ниже, чем в Киргизии (82,7%), но заметно выше, чем в Казахстане и Узбекистане. При этом значительно выше процент твердо настроенных на эмиграцию (34,7%), и ниже – тех, кто намерен остаться (1%). Главной причиной отъезда является сложное экономическое положение (55,3%), примерно по 1/4 отметили возможность реализовать потенциал, получить образование и воссоединиться с родственниками в РФ. Опасения по поводу выпадения из русской культурной среды (7,7%), конфликты с местным населением (6,3%) и притеснения со стороны властей (4,3%) на фоне соседней Киргизии выглядят незначительными, заметно ниже, чем в Казахстане и примерно соответствуют уровню Узбекистана.
 
Сравнение результатов опроса позволяет сделать ряд интересных выводов, важных для определения дальнейших направлений миграционной политики России. Основной миграционный потенциал русских сосредоточен в странах СНГ. Процент тех, кто намерен переселиться в РФ из государств ЕС, невелик, и делать акцент на них не стоит. Те республики бывшего СССР, которые не вошли в состав Евросоюза, напротив, заслуживают самого пристального внимания. Миграционный потенциал российских соотечественников в странах СНГ довольно велик и составляет от 1/2 их численности в Казахстане до 2/3 на Украине и 9/10 в Киргизии. Основной причиной отъезда для них является сложная экономическая, этнокультурная и, в меньшей степени, политическая ситуация. Кризисный характер развития большинства государств СНГ позволяет предположить, что действие «выталкивающих факторов» сохранится и в дальнейшем, что будет способствовать поддержанию миграционных настроений. В случае же обострения общественно-политической ситуации, как это произошло в Киргизии, поток русских переселенцев может заметно возрасти. «Киргизский» вариант развития миграционных процессов следует иметь в виду, поскольку от него не застрахованы и внешне стабильные государства Центральной Азии, включая Казахстан и Узбекистан.
 
 
Миграционный потенциал русского населения государств СНГ по результатам исследования можно оценить в 8 млн человек. И это без учета русскоязычного населения, которое также относится к числу возможных переселенцев.
 
Учитывая, что перед Россией стоит задача ежегодно переселять на постоянное жительство 300 тыс. чел., численности зарубежных русских может хватить на 20-25 лет – до тех пор, пока демографическая ситуация окончательно не войдет в нормальное русло и начнется заметный естественный прирост коренного населения. Популярность программы переселения соотечественников растет. За 2012 г. в Россию благодаря ей переселилось почти 63 тыс. чел. – половина всех участников программы. И увеличить этот показатель вполне реально, обеспечив, например, переселенцев землей для строительства собственного жилья и льготными строительными кредитами. Все возможности для осуществления такой политики у российского государства есть. 
0