660

На смену польскому сантехнику пришел румынский бандит

Румыния и Болгария остаются за пределами Шенгенской зоны. Такое решение приняли 7 марта министры внутренних дел стран ЕС. Шлагбаум так и не взлетел вверх — несмотря на утвержденную в июне 2011 года резолюцию Европарламента, констатировавшую, что Бухарест и София выполнили технические требования интеграции в зону беспаспортного передвижения и готовы присоединиться к соглашению. Процедура допуска в Шенгенскую зону такова, что руководители правоохранительных ведомств должны принять соответствующее решение единогласно. Авторами союзной блокады двух черноморских государств выступили Германия, Финляндия и Нидерланды. По мнению истеблишмента этих государств, коррупция и слабый правопорядок в Румынии и Болгарии ограничивают шансы этих двух стран достичь полноценного членства в ЕС.
С формальной точки зрения строгие северные арбитры правы. Несмотря на шестилетнее пребывание в составе Евросоюза, коррупционные и лоббистские скандалы, сомнительные методы политической конкуренции и проблемы с потребительскими стандартами все еще присущи этим двум балканским республикам. Но есть и иные — политические — причины брюссельского отказа Бухаресту и Софии. Не столь давно Европу стращали пресловутым польским сантехником. Теперь на смену ему пришли румынские цыгане и болгарская мафия — хотя на официальном уровне эти темы не фигурируют. В частности, председатель парламентского Комитета по делам ЕС Гюнтер Крихбаум заявил, что вопрос миграции цыган не должен увязываться с допуском новых членов в Шенген, а глава финского МИДа Пяйви Рясянен вдруг отвергла подозрения в том, что решение Хельсинки продиктовано проблемой наличия румынских нелегалов в финских городах.
Разве что министр внутренних дел Германии Ханс-Петер Фридрих прямо заявил, что в Болгарии и Румынии слишком высок уровень преступности и, пользуясь «шенгеном», в ЕС проникнут неграждане. Впрочем, это отнюдь не консолидированная позиция: немецким работодателям и фискальным органам она вряд ли придется не по вкусу. Тем более что, по данным немецкого Бюро труда, в «визовом» 2012 году из двух стран прибыли 176 тыс. трудовых мигрантов, из которых 88 тыс. вернулись на родину. При этом почти 100 тыс. болгар и румын платили немецкие социальные взносы.
Наиболее последовательной выглядит позиция Нидерландов. Еще год назад премьер Марк Рютте объяснил, что не считает Болгарию и Румынию готовыми войти в Шенген: ЕС хватает проблем с греческой границей. И в предбаннике они останутся столько, сколько потребуется. Вероятно, позицию голландцев наверняка укрепила свежая криминальная хроника. Недавно в Бухаресте арестовали румынских граждан, ограбивших галерею в Роттердаме, а месяц назад в Амстердаме задержали банду румынских карманников.
С другой стороны, не обошлось и без высокой политики. В Румынии уже год не могут поделить власть президент Траян Бэсеску и премьер Виктор Понта, сваливающие друг на друга ответственность за застой в стране. Плановая каденция обоих завершится еще нескоро, так что нынешний отказ можно трактовать как попытку принуждения к сотрудничеству и преодолению политического кризиса. То же верно и в отношении Болгарии. Хотя президент Плевнелиев лишь формирует техническое правительство и на инвективы Брюсселя попросту некому ответить.
На фоне подобной предвзятости к собственным членам позиция ЕС в отношении держателей российских служебных паспортов, продавленная Берлином, выглядит откровенной насмешкой. Генеральный директор по внутренним делам Еврокомиссии Стефано Мансервизи анонсировал в Москве безвизовый режим для них уже в ближайшее время, хотя и оговорился, что таких паспортов слишком много — около 180 тысяч — и категории их держателей следует разграничить.
Наиболее влиятельный адвокат России в Германии Александр Рар утверждает, что немецкий бизнес настроен на дружбу с Россией, потому что там можно зарабатывать большие деньги. Но подобный жест будет откровенно дискриминационным для соседей Евросоюза. Да и для Болгарии с Румынией, если уж на то пошло. Впрочем, следующая возможность Софии и Бухареста добиться для своих граждан права беспрепятственно перемещаться по ЕС появится уже во второй половине года, когда председательство в Союзе перейдет к Литве.
0