774

Похороны АЕИ-2: дальнейшие сценарии





Таким образом, заявление Влада Филата 13 февраля полностью изменило политическую ситуацию в Молдове. Какой бы из 5 обрисованных нами сценариев дальнейшего развития ни был реализован, полный возврат к предшествовавшей ситуации невозможен.
 
На протяжении всех трёх зимних месяцев, последовавших за злополучной «царской охотой», политический ландшафт Молдовы подвергался самым ожесточённым метелям и вьюгам. Но даже несмотря на это заявление премьер-министра Молдовы Влада Филата о констатации смерти АЕИ-2 стало громом среди ясного неба. Никогда на протяжении трёх последних лет правящая в Молдове прозападная коалиция не распадалась по инициативе одного из её непосредственных участников. 
 
Всем было известно, что премьер-министр Филат и первый вице-спикер парламента Плахотнюк испытывают по отношению друг к другу давнюю и глубокую неприязнь. Их взаимные обвинения, оскорбления и даже рукоприкладство давно стали достоянием самой широкой общественности. Однако на протяжении всех этих лет эти два человека и их команды вынужденно терпели друг друга, находясь в единой правящей прозападной коалиции. Идеологом такого «терпильства» стал Михай Гимпу, по убеждению которого, главное – выйти из орбиты «империи зла», то есть России.
 
Оба лагеря долго громко, на публику (и на «Публику»), конфликтовали друг с другом. Их всеми силами пытались мирить Гимпу, Тимофти, Шубель, Баррозу и Коморовски. И всегда, когда, казалось, вот-вот прорвёт, необходимость доделать «общее дело» - осчастливить Молдову безвизовым режимом и свободной торговлей с ЕС – заставляла гладиаторов останавливаться, переводить дыхание и засовывать мечи в ножны. Но тут премьер-министра Молдовы прорвало окончательно. Как он сам же выразился три недели назад, сохранение Альянса желательно, но не любой ценой. В итоге для Филата цена оказалась несоразмерно высокой.
 
Политические аналитики правых взглядов, такие как Роман Михаеш, уже поспешили назвать крах АЕИ «геополитической победой России». В своём блоге на сайте «Публики» он стращает тем, что «Молдову ждут Путин и новый СССР». Хотелось бы пожелать его словам дойти до ушей Бога, но сторонникам евразийского вектора Молдовы для реализации своих целей придётся изрядно попотеть, причём на протяжении не одного поколения.
 
Тем не менее, в словах упомянутых правых авторов есть своя доля правды. Западу не удалось добиться формирования и сохранения в Молдове устойчивой системы прозападной коалиции во власти, которой не грозили бы никакие личные конфликты. Такая система могла бы опираться на обеспеченных людей и средний класс, городскую интеллигенцию, студенчество, сельских жителей центра страны, -  то есть на те слои, которые служат постоянной опорой прозападного вектора развития Молдовы.
 
Однако молдавское общество настолько дифференцировано, что опоры исключительно на базовый электорат недостаточно – и для сторонников западного, и для приверженцев восточного векторов. Для реализации долгосрочных проектов приходится привлекать на свою сторону колеблющиеся силы, причём действовать не самыми чистоплотными методами. В итоге на политическую авансцену Молдовы вышли люди самых низменных моральных качеств. До определённого момента конструкция держалась в относительно работоспособном состоянии, но, когда цементирующая основа прогнила, вся постройка рухнула в одно мгновение.
 
Нынешняя ситуация в Молдове, безусловно, играет на руку и Москве, и левой оппозиции. Однако противникам «Альянса за евроинтеграцию» открывать бутылки с шампанским преждевременно. Запад слишком много вложил и моральных усилий, и материальных средств в то, чтобы Молдова, после краха «оранжевой» коалиции на Украине, стала новой «любимой ученицей» на постсоветском пространстве. Следует ожидать, что и Вашингтон, и Брюссель, и Берлин, и Варшава, и Бухарест предпримут титанические усилия для сохранения Молдовы в прозападной геополитической орбите. 
 
Следует ожидать телефонных звонков, визитов, «вызовов на ковёр», посулов, угроз – то есть всего того, что в подобных ситуациях использует Запад для реализации своих геополитических проектов. Именно таким путём было сорвано подписание Меморандума Козака, именно таким путём была сохранена власть ПКРМ во главе с Ворониным в 2005 году (после того как он развернулся в сторону Запада), именно таким путём ДПМ во главе с Марианом Лупу в конце 2010 года заставили сформировать «АЕИ-2». Именно таким путём всех членов АЕИ заставили летом 2011 года поддержать ДоринаКиртоакэ в ходе выборов примара Кишинёва.
 
Однако сегодня для Запада и радикально-прозападных сил в Молдове ситуация гораздо более сложная, чем когда-либо ранее. Филат больше не может терпеть рядом с собой Плахотнюка и идти с ним на компромиссы.Пойти на попятную для Филата в нынешней ситуации – значит окончательно потерять своё лицо и девальвировать цену собственных слов. Поэтому Филат будет идти до конца, невзирая на то, кто его будет пытаться склонить к возвращению в 12 февраля. 
 
Следует обратить внимание на одну существенную деталь: Влад Филат по своему уровню значительно перерос своих партнёров по Альянсу. По всем рейтингам он намного опережает всех других лидеров молдавских партий, за исключением лидера ПКРМ Владимира Воронина. Долгое время Филат был вынужден терпеть равноправное партнёрство с политическими пигмеями. Однако сегодня он готов пойти ва-банк и сделать заявку на общенациональное лидерство. Как ни странно, помочь ему в этом может Партия коммунистов, у которой был и остаётся собственный кандидат в национальные лидеры.
 
Существуют несколько сценариев дальнейшего развития ситуации в Молдове.
 
Сценарий 1. АЕИ-3.
 
Титанические силы Гимпу, Тимофти и коллективного Запада увенчиваются успехом. Стороны приходят к мучительному компромиссу. Жертвой, скорее всего, становится Влад Плахотнюк, который превращается в рядового депутата парламента. Меняется распределение должностей в правительстве в сторону ЛДПМ. Лупу и Гимпу вынуждены смириться ради спасения АЕИ. В этом случае положение Филата и в Альянсе, и в стране усиливается. Либеральная партия и лично МихайГимпу усиливаются за счёт лавров миротворца. В то же время ДПМ оказывается в абсолютном проигрыше и утрачивает значительную часть своих сторонников. В то же время усиливает свои позиции ПКРМ, которая лишний раз оказывается правой относительно того, что заявления Филата – обычный спектакль с целью шантажа партнёров по коалиции. К коммунистам и социалистам переходит часть электората ДПМ. Вероятность такого сценария – 50%.


 
Остальные сценарии можно прочесть ЗДЕСЬ
0