1762

Валашский стиль в Молдове



Эта статья посвящена архитектурным объектам, построенным в республике в период между двумя мировыми войнами. Начиная с 1920-х и заканчивая 1940 годом. Период характерен развитием разных направлений в архитектуре и, в частности, самобытным неорумынским стилем.  
Когда ездишь в командировки, особенно вдвоем (один фотографирует, а другой пишет, но иногда тоже фотографирует), на снимки попадают объекты, к командировочной теме отношения не имеющие. Например, архитектурные сооружения. Так у нас собралась небольшая коллекция фотографий зданий, построенных в период 20-50-х годов прошлого века. Тот период, когда даже жилые дома несли на себе оттенок индивидуальности. Таким образом, образовалась, хоть и неполная, но все-таки коллекция фотографий архитектуры брынковянского и ее более позднего варианта - неорумынского стиля, который еще называют необрынковянским, или валашским. Этот стиль отличается определенным своеобразием и необычностью, поэтому и привлекал, да и привлекает наше внимание.

Наследие старины

А поводом для статьи стали рекламные предложения российских, в основном московских, туристических компаний, предлагающих своим клиентам отдых в Румынии. Это замечательно, но в качестве приманки российские турфирмы указывают самобытную брынковянскую архитектуру, которой больше нет ни в одной стране мира. Но нет, у нас тоже есть объекты брынковянской архитектуры. Хотя своей культурной значимостью они не идут ни в какое сравнение, допустим, с дворцовым комплексом Могошоая, построенным под Бухарестом в 1702 году, или монастырем Хорезу. Тем не менее это типичные объекты брынковянского архитектурного стиля у нас в Молдове. Достаточно привести в пример знаменитый монастырь Рудь, отстроенный именно в брынковянском стиле. Как говорят архитекторы, историки и любители архитектуры, брынковянский стиль характеризуется «пузатостью» колонн, трехарочными окнами - то есть три окна, один за другим со сводчатым верхом, резным декором, стилизованным под пышную листву, башенками и куполами над ними. А вообще, он впитал несколько архитектурных стилей, характерных для позднего периода Византийской империи, с большим влиянием архитектурных направлений Османской империи, долгие годы контролировавшей Валахию. 



Как рассказывал известный молдавский историк и по совместительству директор историко-этнографического музея Унген Василе Юкал, отношения между двумя берегами Прута после 1812 года не прекращались. Они, собственно, были такими, словно раздела и не произошло. То есть полная свобода передвижения, что и сказалось на культурных отношениях, которые в архитектуре, пусть и в единичных экземплярах, выразились появлением в нашей стране объектов брынковянского стиля.

Этот стиль получил название по имени его заказчика - Константина Брынковяну (1654-1710 годы), баснословно богатого правителя Валахии. Именно во времена его правления данный стиль, отработанный на строительстве церквей и дворца Могошоая, получил свое окончательное направление и формы. Кстати, самое время заметить, что авторы благодарны унгенскому художнику Виктору Круду и директору кишиневского проектного института Urbanproеct Юрию Повару за помощь в подготовке статьи.

Новое воплощение

А теперь перейдем к новорумынскому стилю, который сформировался на базе брынковянской архитектуры. Он получил развитие в межвоенные, между двумя мировыми войнами, годы, которые были периодом максимального территориального расширения Румынии. Поэтому образцы неорумынского стиля сегодня можно встретить не только в Румынии. Они есть и на территории Одесской и Черновицкой областей Украины, в болгарской Добруже и, разумеется, в нашей республике. Особенно богатыми на архитектурные памятники неорумынского стиля оказались Черновцы. Румынские власти по каким-то причинам были заинтересованы в архитектурном развитии этого города, и на сегодня Черновцы — это просто заповедник неороманского архитектурного стиля за пределами современной Румынии.



Надо заметить, что в те годы получила развитие архитектурная эклектика, то есть смешение в одном архитектурном объекте нескольких стилей. Поэтому настоящих объектов неорумынского архитектурного стиля на самом деле в Молдове не так уж много. Значительная часть сохранившихся зданий совмещает в себе элементы неорумынского стиля в сочетании с классицизмом и очень популярным в Румынии в те годы функционализмом. Но все значимые здания неорумынского стиля, в основном культового назначения, построены как раз не в Кишиневе, а в Бельцах, примерно в середине 30-х годов прошлого века. Это самое знаменитое в Молдове, с точки зрения необрынковянской архитектуры, здание Хотинской епархии, построенное по проекту архитектора Адриана Габриелеску. Он же был автором большинства церквей неорумынского стиля, построенных в Бельцах примерно в то же время - Собора святых Константина и Елены, церкви апостолов Петра и Павла и церкви святой Параскевы с ее так называемыми «пьяными» башенками.

Если верить историческим данным, последнее сооружение в неорумынском (необрынковянском, он же валашском) стиле — это православная церковь в Тимишоаре, построенная в 1946 году. Ну, элементы валашского стиля еще несколько лет использовались при строительстве жилых и гражданских зданий, в том числе  в Молдове. Характерный пример - здание железнодорожного вокзала в Кишиневе и несколько жилых зданий тут же, на привокзальной площади. 
0